Наши сети притащили призывника
Близится 31 декабря — для кого это Новый год, а для кого — конец армейского призыва. (Хотя в прошлом году в Питере в нарушение всяких правил молодых людей забирали и в январе.) И чем ближе этот день, тем выше напряжение. В ночь с 16 на 17 декабря сотрудники «Солдатских матерей» пытались помочь призывникам, захваченным работниками военкомата в одном из городских супермаркетов. Правозащитникам даже удалось сделать видеозапись своего общения с силовиками, фрагменты которой выложены на портале ЗАКС.Ру (http://www.zaks.ru/new/archive/view/64398).
Вот так сходил за хлебушком
— 16 декабря около восьми вечера к нам в офис прибежала мама призывника Славы Сысоева, ее зовут Наталья, — рассказывает Елена Попова, пресс-секретарь РОПО «Солдатские матери Петербурга». — Она сказала, что ее сына задержали в сетевом магазине «Карусель» на Блюхера и повезли в военкомат Калининского района и что с ним там еще минимум четыре мальчика. Причем Слава приписан к Центральному району, но, несмотря на это, отпускать его никто не собирается. Мы решили ехать на выручку.
Около 21.00 группа правозащитного реагирования прибыла на призывной пункт Калининского района и обнаружила там врачей призывной комиссии, готовых к проведению медобследования. Однако самих призывников не оказалось. Перейдя через дорогу, сотрудники «Солдатских матерей» постучались в двери военкомата.
— Охранник подтвердил, что задержанные находятся там, но не сообщил ни причину задержания, ни когда их отпустят, — вспоминает Елена Попова. — Мы настаивали на том, что военкоматчики нарушают закон, соучаствуют в уголовном преступлении. Наконец нас вытолкали из помещения, и мы вызвали милицию.
Милиция, как ни странно, на вызов «Солдатских матерей» приехала, как и на вызов сотрудников военкомата. Последовали долгие препирательства без какого-либо практического эффекта.
Когда врачи покинули призывной пункт, молодых людей начали выпускать из военкомата по одному. Они рассказывали, как их задерживали в «Карусели», отнимали документы и после доставки в комиссариат заставляли заполнять анкеты и подписывать какие-то бумаги с текстом вроде «предупрежден об ответственности в случае отказа от службы». Но в итоге выпроваживали, даже не дав повестки.
Задержан с призывными целями
— К полуночи мы вернулись в организацию — и тут нам позвонили из военкомата Фрунзенского района: та же история. Но сил ехать туда уже не было, — признается Елена. — Мы лишь дали людям рекомендации, что нужно делать, и предложили обращаться на следующий день, если не справятся.
Но этой ночью Елене Поповой все же пришлось, пусть опосредованно, вступить в единоборство с военкоматом Фрунзенского района. Около двух часов, когда она возвращалась домой в Купчино, на мобильный позвонил сосед Алик (тоже призывного возраста).
— Тетя Лена, вы не поверите, где я!
Задержанный с призывными целями, Алик пока что находился в отделе милиции, куда Елена ворвалась, как фурия.
— Либо составляйте протокол задержания, либо отпускайте! — потребовала она. В конце концов у Алика взяли подписку вроде «Обязуюсь сегодня явиться в военкомат до 18.00» и отпустили.
Cудя по одним лишь заявлениям, поступающим к правозащитникам, счет незаконно задержанных и так же незаконно призванных за последние дни может идти на десятки.
Анджей БЕЛОВРАНИН
Карикатура Виктора БОГОРАДА
Прямая речь
Элла ПОЛЯКОВА, председатель РОПО «Солдатские матери Петербурга»:
— Молодых людей захватывают в тех районах, где уволены военкомы. Сейчас таких районов в Петербурге пять: Фрунзенский, Калининский, Выборгский, Приморский, Красногвардейский. Именно в них идут захваты, может быть только в Красногвардейском потише. Я не исключаю, что это делается намеренно для дискредитации военной реформы со стороны коррумпированных структур: показать, какой хаос будет, если уволить военкомов.
В начале декабря в Смольном прошло выездное заседание городской призывной комиссии, куда нас сначала пригласили, а потом отказались пустить. Как нам стало известно, там говорили, что каждый второй призывник, идущий сейчас в армию, отловлен. Возможно, именно на этом заседании приняли решение о более жестком призыве.
Виктор АНДРЕЕВ, юрист РОПО «Солдатские матери»:
— Задержание на улице или в магазине с последующим доставлением в военкомат или на сборный пункт является незаконным. Существующее законодательство позволяет лишь, если призывник не явился по повестке, доставить его в милицию, где в присутствии военкома составить протокол об административном правонарушении — и вручить повестку. Для доставления призывника в отдел милиции также должны быть причины, а именно обращение из военкомата. Доставление гражданина сотрудниками милиции в военкомат можно квалифицировать по ст. 286 УК РФ — превышение должностных полномочий; удерживание гражданина — по ст. 127 УК РФ как незаконное лишение свободы.
Александр К., призывник:
— Я учусь на четвертом курсе одного из питерских вузов. Живу по месту прописки в коммунальной квартире. У меня не до конца оформлена отсрочка: когда надо было это сделать, погибла мама, и я фактически стал единственным кормильцем в семье. При этом надо было еще учиться. В предыдущие призывы приходили повестки, но меня дома не было, я за них не расписывался и, зная, что есть отсрочка, не ходил — некогда было. А в этот призыв вообще ни одной повестки не приходило.
Зато 16 декабря в шесть утра явился участковый; соседи дверь открыли. Повестки у него тоже не было, но он потребовал, чтобы я шел с ним. В отделе милиции с меня почему-то сняли отпечатки пальцев, потом за мной приехал военком Василеостровского района и увез в военкомат. Тут быстро провели медобследование: я жаловался терапевту и психиатру на проблемы со здоровьем, они даже хотели было отправить меня на обследование, но потом, узнав, что я «с розыска», написали, что здоров.
Меня отвезли на сборный пункт на Загородном проспекте, там на 46 спальных мест квартировало 100 человек… На следующий день утром я присутствовал на заключительном медобследовании: в большой комнате сидят врачи, ты обходишь их кругом, если на что-то жалуешься, говорят: «Это не ко мне, это к следующему». В итоге поставили категорию «Б» (годен к военной службе с незначительными ограничениями. — Ред.).
Опять брали отпечатки пальцев. Мне это все не нравилось, и я понимал, что происходящее абсолютно незаконно. И я решил уйти. Просто вышел через дверь; потом придумал пойти к «Солдатским матерям», чтобы защитить себя от произвола.
Нет ответа
Несмотря на многочисленные попытки «Новой» связаться для получения официальных комментариев с пресс-службой ЛенВО и начальником организационно-мобилизационного управления ЛенВО генерал-майором Александром Ионовым, ответственным за проведение призыва, весь конец прошлой недели они оставались недоступны.