Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Мода на протест

20 февраля 2012 10:00

Быть наблюдателем сегодня — удел не старушек, а молодых и активных. Если раньше наблюдателей было не найти и все в первую очередь интересовались материальной составляющей, то сегодня о деньгах никто не вспоминает. Ролик «Я иду наблюдателем на выборы», в котором снялись Ксения Собчак, Леонид Парфенов, Татьяна Лазарева и Михаил Шац, с 14 февраля посмотрели около 200 тысяч человек. Многие шутят, что на участке Собчак будут самые честные результаты, ведь связываться с ней вряд ли кто захочет.

Фальсификации на декабрьских выборах сделали протест трендом






В Петербурге есть несколько мест, где обучают наблюдателей: семинары проводят «Лига избирательниц», «Голос», «Ассоциация наблюдателей», «Мемориал», оппозиционные партии. Пришедших готовят к возможным провокациям, неадекватному поведению председателей участковых комиссий и т. д. Кроме того, семинары для глав и членов УИКов проводят в территориальных избиркомах. На тренинге в ТИКе № 30 Центрального района, куда сходил корреспондент «Новой», присутствующих предупреждали об уголовной ответственности, призывали не участвовать в махинациях, не поддаваться на провокации и при согласии остальных членов УИК вести аудиозапись заседаний.
Координатор «Гражданина наблюдателя» в Петербурге Александра Крыленкова варится в политтусовке недавно — после задержания 7 декабря на стихийном митинге у Гостиного двора. «Через сутки вернулась с акции и уже не могла спокойно работать, — вспоминает она. — Сперва участвовала в группе помощи задержанным, потом помогала собирать подписи на митинге... Затем группа ВКонтакте «За честные выборы» создала 18 ячеек районных объединений и позвали тех, кто хочет их координировать. Я взяла себе Калининский район, но оказалось, что у меня хватает о времени и зла, чтобы перенести деятельность на весь город».
На выборах, говорит Крыленкова, согласились работать пока около 3000 человек. «Надеюсь, будет больше, — добавляет она. — Не все из питерской ассоциации наблюдателей. Мы работаем с теми людьми, которые подавали заявки в члены комиссий от «Яблока» вне зависимости от того, стали они ими или нет. Мы работаем с наблюдателями от Прохорова, я координирую «Гражданина наблюдателя» по Петербургу и, соответственно, ко мне обращаются те люди, которые там зарегистрировались, плюс «Лига избирателей» на выборах по Петербургу тоже через нас работает».
Несмотря на общий энтузиазм, Крыленкова не склонна считать наблюдение трендом, ведь «до сих пор предложение позвать друзей или однокурсников вызывает смешки в зале». «Хотя народу обращается много, но студентов процентов тридцать, не больше, — подчеркивает она. — Конечно, не исключено, что молодежь прибежит в последний момент, еще две недели до выборов…»
«Мы за то, чтобы партии по-честному боролись за власть, а не изображали неизвестно что, мы за то, чтобы власть честно отчитывалась за свои действия перед людьми. Мы за выборы и против фарса», — заключает Крыленкова.
Менее категоричной позиции о моде на антипутинизм придерживается эксперт ассоциации «Голос» Антон Веревкин: «С одной стороны, очень многих людей задел тот цинизм, который мы все увидели на выборах 4 декабря, — рассуждает он. — Многие расценили это как личную обиду, как оскорбление, и поэтому для них наблюдение — это попытка показать, что люди — не такое уж тупое быдло, они готовы и могут защищать свои права». В то же время, продолжает Веревкин, нельзя отрицать, что в нынешнем подъеме гражданской активности есть и проявление моды.
«Наблюдение — наименее затратный способ политической активности, политического самовыражения. Он не требует больших ресурсов, он непродолжителен во времени, дебюрократизирован. К тому же всегда в подобных ситуациях имеет значение фактор сопричастности к чему-то большому, значительному, к общему делу».
Веревкин согласен с Крыленковой, которая нашествие студентов в наблюдатели отрицает. «Специфика нынешней ситуации в том, что к нам пришло много взрослых людей, у которых прошедшие выборы вызвали искреннее возмущение и негодование, — анализирует эксперт. — А в целом средний возраст в эту кампанию примерно 25–27 лет».
Однако представитель «Голоса» не может сказать, что к ним идет непрерывный поток желающих понаблюдать. Отсутствие массовости он объясняет тем, что «Голос» направляет граждан на участки в качестве журналистов, чей правовой статус значительно ниже наблюдателя или члена комиссии с совещательным голосом. «Задача корреспондентов «Гражданского голоса» — фиксация нарушений, — отмечает он. — Мы не являемся субъектами избирательного процесса, как, например, партии или кандидаты. Кроме того, сейчас много различных объединений, которые аккумулируют всех желающих наблюдать, направляя их на участки в различных статусах. Это и «Гражданин наблюдатель», и «Росвыборы», и «Лига избирателей».
По словам Веревкина, подготовка желающих проходит в три этапа: установочный семинар по теории и практике российских выборов (примерно 3 часа), самостоятельная работа корреспондентов с использованием методических материалов и интерактивных курсов, разработанных «Голосом», второй семинар, на котором обучают методике наблюдения «Голоса» и правилам сбора информации в день голосования (примерно 3 часа).
«Приходят люди, которые никогда не участвовали раньше в наблюдении за выборами», — говорит глава «Лиги избирательниц» Татьяна Дорутина. По ее словам, костяк составляют студенты, однако немало и людей постарше — от 30 до 60 лет.
«Аудитория очень заинтересованная и внимательная, многие приходят не по одному разу, — рассказывает Дорутина. — Занятие длится около двух часов, мы проводим ролевые игры, разыгрываем реальные ситуации, которые могут возникнуть на избирательном участке. Через «Лигу избирательниц», по подсчетам ее руководителя, прошло 96 петербуржцев, все волонтеры работают на безвозмездной основе.
Общественница утверждает, что у нее есть договоренности о выдаче документов для наблюдения со штабом Михаила Прохорова, с несколькими районными ячейками КПРФ и «эсерами». «Гражданин наблюдатель» и «Голос», — говорит Дорутина, — будут направлять корреспондентов от газеты «Гражданский голос». Подготовка идет отдельно, но будем пытаться координировать усилия».

Александра ГАРМАЖАПОВА
Фото Ассоциации «Голос»