Под стук вагонных колес

14 января 2002 10:00

По всей видимости, среди высокопоставленных гостей из Москвы становится традицией посещать наш город в обстановке если не секретности, то информационного аскетизма. Примерно так был обставлен и состоявшийся в минувшую субботу визит министра путей сообщения Геннадия Фадеева. Информация в прессу об этом не поступала, а немногие просочившиеся в здание управления Октябрьской железной дороги журналисты подозрительно косились на коллег: откуда узнал? Вместе с тем народу в актовом зале особняка на площади Островского собралось немало: руководство МПС, Октябрьской дороги, представители администраций Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. Когда на заседание с опозданием прибыли губернатор Яковлев, а за ним - Сердюков, у присутствующих возникло даже легкое замешательство: найдется ли для них в зале место... На расширенном техсовете ОЖД, несмотря на еще не выветрившееся из умов легкомысленное настроение праздника, речь шла о вещах совсем не праздничных - о существенном уменьшении финансирования программ развития железной дороги и замораживании ряда проектов.



Геннадий Фадеев




Как известно, МПС въехало в новый год со старыми проблемами, но с новым министром. Прежнего - Николая Аксененко - по-тихому убрали в предновогодней суматохе, пока газеты и депутаты были на рождественских каникулах, а страна увлеченно обсуждала меню новогодней ночи. В лучших традициях министра без шума отправили в отставку, наградив на прощание почетной правительственной грамотой, в то время, когда аудиторы Счетной палаты РФ нашли серьезные нарушения финансово-хозяйственной деятельности МПС и речь уже зашла было об интересе к этому правоохранительных органов.
4 января был подписан президентский указ о назначении нового руководителя. Вскоре министру пришлось столкнуться с дилеммой. 10 января вице-премьер Илья Клебанов собрал «узкий круг чиновников» на обсуждение инвестиционной программы МПС, которую планируется вновь вынести на рассмотрение правительства 24 января. Выйдя из кабинета Клебанова, главный железнодорожник страны заявил, что МПС согласилось с предложением Минэкономразвития сократить объем своих инвестиционных программ аж на 70 миллиардов - со 160 до 93 миллиардов рублей. (В целом расходная часть бюджета МПС на 2002 год - 420 миллиардов рублей.)
Именно этого, кстати, добивался глава Минэкономразвития Герман Греф от прежнего главы МПС. Правительство считало, что инвестиционная программа железнодорожников неоправданно затратна, а источники финансирования четко не определены. Ставилась под сомнение и необходимость претворения в жизнь ряда «строек века», таких как строительство моста с материка на Сахалин. Теперь эту идею похоронили на неопределенный срок.
Но не только это. В каждом отделении железнодорожного хозяйства нужно найти свои «внутренние резервы» для сокращения затрат. Именно с этой целью Фадеев приехал в Петербург - определить объемы инвестиций Октябрьской железной дороги, второй по величине в стране (после, разумеется, Московской)...
Но главный подарок от МПС россиянам в новом году (помимо нового министра и новой инвестиционной программы) - новые тарифы, что волнует простых граждан несравненно больше, чем все внутренние проблемы железнодорожников вместе взятые. Каждый, кому приходилось бывать в отдаленных уголках нашей необъятной родины, хорошо знает, что, скажем, жители Восточной Сибири ощущают себя островитянами не меньше, чем жители Сахалина. Только от основной части страны их отделяет не пролив, а цены на авиа и железнодорожные билеты.
С 15 января эти цены возрастают вновь: на 30% повышаются тарифы на пассажирские перевозки дальнего следования. А с 20 января на 14% вырастут тарифы на грузоперевозки. Железнодорожники обнадеживают пассажиров тем, что все существующие льготы будут сохранены (ими на российских железных дорогах пользуются 42 миллиона человек). Кстати, решение о повышении тарифов было согласовано в правительстве еще в декабре, но на новогодне-рождественский период гражданам решили дать возможность съездить куда-нибудь по старой цене. Не исключено, что для кого-то эта возможность может оказаться последней.
Тем не менее железнодорожники останавливаться на достигнутом не намерены. Геннадий Фадеев заявляет, что «это не единственное повышение на пассажирских линиях», они еще будут повышаться. Будут повышаться и тарифы на грузоперевозки. Это граждане тоже легко смогут определить по новым ценникам на товары, которые будут дорожать из-за увеличения накладных расходов производителей и торговли.
Логика железнодорожников проста: дорога должна развиваться, а денег на развитие нет, работаем чуть ли не себе в убыток - и все из-за низких тарифов. К тому же железнодорожники целиком и полностью зависят от энергетиков, а у тех расценки постоянно растут. Звучит, в сущности, убедительно. В Кремле, например, с этими доводами согласны. Правда, не все.
На прошлой неделе в наш город приезжал советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. И на встрече с журналистами эту логику опроверг. По его мнению, тарифы естественных монополистов («Газпром», РАО ЕЭС, МПС) не то что занижены, а завышены. Повышение тарифов может даже негативно повлиять на темпы экономического роста в стране. Тарифы растут значительно быстрее темпов инфляции. Но неэффективность управления и бесконтрольность порождают неоправданные затраты монополистов, которые идут по пути повышения цен на свои услуги, диктуют волю потребителям и правительству.

Николай ДОНСКОВ
Фото Николая КУХАРСКОГО