Накопить или разделить?

27 октября 2003 10:00

Похоже, к концу второго года проведения пенсионной реформы гражданам решили-таки всерьез разъяснить ее суть. Уж на что нельзя пожаловаться в последнее время, так это на отсутствие информации, правда зачастую противоречивой и взаимоисклю- чающей. Из чего можно сделать по крайней мере один вывод: пока что различные па правительству и Пенсионному фонду явно не удаются.



Cколько танцоров и их балетмейстера в лице руководителя Пенсионного фонда России (ПФР) Михаила Зурабова ни критиковали за медлительность, а подчас и непрофессионализм, его ведомство продолжало упорно печатать и разносить гражданам персональные пенсионные послания, прозванные в народе письмами счастья. По словам начальника управления ПФР по СЗФО Нины Аксеновой, последние из них встретятся с адресатом не позднее 1 ноября (по Северо-Западу их будет разослано порядка 4 миллионов). После чего два месяца нам будет предоставлено на выбор управляющей компании (срок пока продлен до 31 декабря). Если говорить о причинах затянувшейся рассылки, то, как нетрудно догадаться, виновными оказались ноги: слишком большое количество писем в слишком сжатые сроки необходимо было разнести. Довольно длительное время оказалось потрачено на «торговлю» с почтой. За оказание данной услуги почтовики затребовали 500 миллионов рублей. На что Пенсионный фонд заявил, что он справится собственными силами. Результат известен.
Кстати, в целом расходы Пенсионного фонда в этом году возросли с 8 до 20 миллиардов рублей. Это неудивительно, учитывая еще и тот факт, что на него теперь возложены новые функции - расчета пенсий и учета поступлений. Прежде эта структура работала исключительно с юридическими лицами - плательщиками, теперь же ей предстоит пойти в народ. К чему она, по мнению председателя совета НКО «Институт пенсионной реформы» Юрия Ковалева, явно не готова. Пока новый статус ПФР ни в одном законе не прописан, что может привнести сумбур на новый для России рынок. Первые признаки организационной и правовой неразберихи уже налицо.
Беспокоит экспертов и правовой вакуум в данной области. Поэтому неудивительно, что руководство ПФР до последнего времени не вело никакой «разъяснительной» работы с населением. По-человечески их можно понять - не до того. Но есть один неприятный нюанс: в российском бюджете-2003 на эти цели ПФР выделено... 5 миллионов долларов. Теперь эти деньги, вероятно, предстоит осваивать в авральном порядке (если они, конечно, еще живы). Говорить об эффективности их расходования в этих условиях вряд ли возможно...
У пенсионной реформы, как известно, есть свои горячие сторонники и противники. К ярым противникам относится депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Она высказывается более чем категорично: «не отдавайте свой голос тем депутатам, кто голосовал за реформу». По ее мнению, реформа проводится в ущерб интересам нынешних пенсионеров, а для будущих - перспективы весьма туманны и сомнительны. Депутат уверена, что никаких «длинных денег» в российскую экономику реформа не приведет. Основные привлеченные средства управляющие компании будут вкладывать не в реальный сектор экономики, а в спекулятивные биржевые операции.
Кроме того, в результате уменьшения отчислений на базовую и страховую части в пользу накопительной, уже в 2012 году средняя пенсия относительно среднероссийской зарплаты сократится с 30% нынешних до 22%. Это неизбежно ударит по тем, кто собирается на заслуженный отдых в ближайшие годы.
Как известно, на 2001 год остатки на счетах ПФР составляли 115 миллиардов рублей. А в текущем осталось лишь 70 миллиардов - деньги уходят на накопительные счета граждан. В то же время эти средства можно было направить на реальную индексацию пенсий. На этот год планируется увеличить пенсии всего на 270 рублей, что даже не позволяет угнаться за реальной инфляцией. А между тем на сегодня средняя пенсия в России на 200 рублей ниже прожиточного минимума для пенсионера. (Для примера: скажем, в Эстонии пенсия выше нашей в 3 раза, а в Финляндии - в 14.) Вывод: пенсионная реформа - дело хорошее, но не для нищей страны.
Второй блок претензий к нынешнему варианту реформы связан с тем, что она не предусматривает ликвидацию ныне действующих ограничивающих уравнительных коэффициентов. Кроме того, неизвестно, будет ли как прежде засчитываться в стаж время по уходу за ребенком и учеба в вузе. Разговоры об этом вроде идут, но ведь, как известно, человек предполагает, а власть располагает. Единственное, что отстояла Дума перед правительством, так это полные пенсии работающим пенсионерам (хотели оставить лишь базовую часть - 450 рублей).
Не видят противники данной реформы и реальных механизмов, обеспечивающих гражданам гарантии возвратности средств, доверенных частным управляющим компаниям. Попросту говоря, чтобы тех, кто доверил свои пенсионные накопления частникам, не постигла участь вкладчиков «МММ». Но, похоже, что это как раз менее всего заботит Центробанк, Минэкономразвития и Минфин, которые сейчас настойчиво пытаются взять под свой контроль ход пенсионной реформы.
Возможно, один вопрос, связанный с сохранностью средств, мог быть решен, если бы к участию в конкурсе допустили иностранные страховые компании: ведь некоторые из них работают на рынке более ста лет и имеют миллиардные обороты. Не исключено, что тогда уверенность (от англ. Insurance - страхование, где sure - уверенность) и сменит наш извечный русскоязычный страх.

Леонид ПАНЧЕНКО



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close