Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Докеры требуют гарантий

23 ноября 2015 13:13 / Общество

20 ноября у Финляндского вокзала докеры вышли на акцию протеста, утверждая, что новый коллективный договор ухудшает их положение

Пока по всей стране протестуют дальнобойщики, в Питере идет итальянская забастовка докеров. Руководство ОАО «Морской порт СПб» подписало с Единым представительным органом работников порта (ЕПОР) коллективный договор на 2016–2018 годы.

Докеры утверждают, что он нарушает условия ранее принятого соглашения, а в ЕПОР сидят марионетки из профсоюза «Портовик». «Портовик» и ОАО, в свою очередь, утверждают, что действуют исключительно в интересах своих работников.

20 ноября у Финляндского вокзала докеры вышли на акцию протеста, утверждая, что новый коллективный договор ухудшает их положение. В это же время руководство порта и профсоюз «Портовик» рассылали пресс-релиз о том, что новый договор, наоборот, сделает жизнь работников лучше и стабильнее.

Надбавка: благодеяние или рычаг давления?

В администрации порта утверждают, что после того, как по их инициативе в 2014 году приняли новую систему оплаты труда, зарплата докеров за девять месяцев 2015 года выросла на 26%, до 79 119 рублей, что в два раза больше, чем в среднем по городу. Кроме того, с июля этого года индексационная надбавка – одинаковая для всех категорий работников – составляет 3711 рублей в месяц. «Общаясь с коллективом, четко видно, что не все понимают требования, которые им навязывают профсоюзные активисты», – уверены представители ОАО «МП СПб».

Под «профсоюзными активистами» имеется в виду Российский профсоюз докеров, который организовал стачку и находится в контрах с профсоюзом «Портовик», также действующим на предприятии.

После победных реляций ОАО может показаться, что рабочие просто не понимают своего счастья, а воду в портовой воде мутят проходимцы. Но пообщавшись с докерами, понимаешь, что это, мягко скажем, не совсем так. Сегодняшний рабочий, особенно такой непростой профессии, как докер-механизатор, разбирается в вопросах трудового законодательства не хуже профсоюзного деятеля.

«Мы не требуем повышения заработной платы, – говорит докер Александр. – Мы хотим, чтобы эта зарплата была гарантированной. Для этого система оплаты труда должна быть прописана в коллективном договоре. Однако заключенный сейчас без нашего согласия договор предполагает, что работодатель сам сможет решать, как нам платить».

Как удалось выяснить из разговора с докерами, базовая ставка зарплаты для них составляет 137 рублей в час. И эта базовая ставка не индексируется. Вместо индексации, которая могла бы гарантировать рабочим достойную зарплату, руководство порта установило индексационную надбавку к зарплате – которая подается как некое благодеяние и которую в любой момент могут отменить (хотя представители порта заявляют, что этого никогда не произойдет).

Как захотят, так и отрегулируют

История противостояния докеров и руководства ОАО давняя. Пять лет назад Морской порт Санкт-Петербурга объединил в себе несколько стивидорных компаний. По заключенному тогда соглашению работники всех объединенных компаний должны были сохранить за собой существовавшие у них льготы. Для этого решено было заключить коллективный договор. Была создана комиссия из представителей руководства и работников, но к согласию она так и не пришла. Тогда тоже были забастовки.

В итоге в декабре 2013 года первичка Российского профсоюза докеров и ОАО заключили соглашение: прежде чем снова садиться за стол переговоров, надо составить устраивающее все стороны Положение о системе оплаты труда. И потом оно должно быть включено в договор.

Однако в 2014 году был создан профсоюз «Портовик», в который вскоре вступило больше половины сотрудников ОАО. «В профсоюз «Портовик» входит около 900 человек из полутора тысяч сотрудников предприятия, что говорит само за себя», – ответили в Морском порту на запрос «Новой».

«Докеров в Морском порту работает 400 человек, – поясняет председатель первички РПД Анзор Ломтадзе. – И хотя в этой организации нет ни одного докера, в нее входит больше половины работников, а значит, «Портовик» по закону имеет право говорить от имени всех! И именно с «Портовиком», по сути, и был заключен коллективный договор, хотя нас он абсолютно не устраивает».

В результате, по словам Ломтадзе, Положение о системе оплаты труда в окончательный вариант договора не вошло в виде раз и навсегда установленного текста. Вместо этого в самом договоре написано, что система определяется Положением. Которое, в свою очередь, принимается руководством компании – а значит, может быть изменено в любой момент. Например, руководство может взять и отменить ту самую индексационную надбавку.

«С новым коллективным договором мы потеряли контроль над системой оплаты труда. Работодатель будет регулировать зарплату сам с собой», – утверждает докер Денис.

«У нас большая часть доходов сдельная. Сейчас пока работа есть, но если ее станет меньше, существенно упадет и зарплата, – говорит Александр. – В итоге окажется, что мы должны работать по звонку: есть работа – вперед, нет работы – сидите впроголодь и делайте что хотите. Никаких гарантий».

Беспокоят докеров и иные заявления компании, которые они считают лукавыми. Например, в пресс-релизе ОАО говорится, что «докеры, заработавшие выплаты за выслугу лет, сохранили эту льготу». Однако бастующие отмечают, что для тех, кто пришел на работу в нынешнем году (и никакой выслуги у них пока нет), эта льгота отменена. То есть когда уйдут ветераны, расходы компании здорово сократятся.

Заметим, что, по утверждению РПД, сохранение льгот не требует от порта дополнительных затрат – они существовали ранее, и более того, работодатель обещал их сохранить.

Кто за кого?

Между тем председатель профсоюза «Портовик» Эмиль Солодкий выступил с разоблачительным письмом, в котором критикует бастующих и Российский профсоюз докеров. Он утверждает, что цель коллективного договора – распространить льготы и социальные гарантии на весь коллектив порта. И его профсоюз ставил перед собой именно такую цель. «Никто не был ущемлен в своих правах, потому что мы действуем в интересах всех категорий: от докеров до инженеров, а не делим людей по профессиональному признаку или принадлежности к тому или иному профсоюзу», – уверен Солодкий.

«Мы тоже выступаем за интересы других работников – и складских, и механизаторов, – возражает Анзор Ломтадзе. – Просто мы защищаем не сиюминутные права, а долгосрочные отношения с портом. Потому что контроль системы оплаты труда выгоден всем работникам порта, в том числе входящим в «Портовик».

Пока итальянская забастовка докеров продолжается. То есть работа идет медленнее, в результате чего компания, возможно, терпит убытки. А может, и не терпит – официально руководство Морского порта всегда рапортует, что у них все в порядке.

Однако докеры утверждают, что не сдадутся до тех пор, пока коллективный договор не будет переписан в интересах большинства сотрудников.