Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

В петербурге ищут нефть

30 ноября 2003 10:00

Еще в мае нынешнего года профильные российские министерства получили указание разработать и вынести на обсуждение кабинета проект, связанный с организацией котировок российской и европейской нефти у нас в стране. Впервые подобная идея возникла во времена правительства Черномырдина, но тогда ее реализации помешал дефолт. На сегодняшний день специалисты просчитывают эффективность данного проекта, а депутаты Госдумы от города на Неве стараются обеспечить его политическое лобби.



Проект интересен и необычен хотя бы тем, что для его реализации не надо ни изыскивать бюджетное финансирование, ни привлекать серьезных инвесторов. Все, что требуется, - решение о выделении подходящего здания и оборудование его необходимыми электронными средствами связи. Традиционно котировки на нефть происходят в портовых городах, откуда высчитывают затраты на транспортное «плечо», по которому она будет доставляться до адресата. Сегодня нефть на мировом рынке проходит котировку в трех точках земного шара: в Роттердаме, на Мексиканском заливе и на Средиземноморье. По мнению инициаторов проекта - председателя комитета Госдумы по собственности и экономической политике Виктора Плескачевского и возглавляющего комитет по предпринимательству Григория Томчина, в этом списке явно не хватает Петербурга. Они уверены, что наш город как никакой другой в России подходит для подобной роли. На специализированной бирже должна происходить не только котировка нефти, но и ее продажа: речь даже идет не о физической нефти, находящейся на складе поблизости, а о контрактах на ее поставку. Впрочем, живое черное золото тоже будет, как только на полную мощность заработают порт в Усть-Луге и Балтийская трубопроводная система. Чтобы сказку сделать былью, остается проявить «политическую волю» президенту и договориться обо всем с Европейским сообществом. После чего нарисованной перспективе мог бы позавидовать сам Великий комбинатор: в город автоматически перебирается Минтопэнерго, представители крупнейших мировых нефтяных компаний наперебой открывают свои представительства, град Петров постепенно начинает диктовать свою холодную ценовую волю на нефть всему человечеству...
Еще одним новаторским предложением является отказ от котировок в долларах в пользу евро. Это якобы будет способствовать получению дополнительной прибыли за счет разницы курсов (порядка доллара с барреля дополнительно). По мнению Плескачевского и Томчина, это даст нам дополнительные козыри в переговорных процессах с США и позволит ослабить зеленую общенациональную валюту.
К сожалению, если анализировать предложения парламентариев по существу, то приходишь к выводу, что реализация бесспорно интересного и возможно выгодного как для города, так и для страны проекта на практике трудноосуществима. Правительством уже принято решение о том, что порт под Мурманском в скором будущем должен стать главным российским центром по перевалке (транспортировке) нефти, который призван заменить устаревший экономически и физически Новороссийск. Максимум до 2010 года он может пропустить через себя и дальше по трубопроводу «Дружба» 80 млн тонн нефти, в то время как Европе требуется 135 млн. После долгих дебатов глубоководный порт-миллионник было решено строить именно в Мурманске. Конечно, можно транспортировать в одном месте, а котировать и продавать в другом, но это не совсем удобно. Кроме того, с этим могут не согласиться 28 заводов-переработчиков нефти, расположенных по всей стране. В мае правительство рассматривало вариант создать на их базе общероссийские точки поставок нефти, но так и не пришло к окончательному решению. Кстати, создать единый центр котировки добываемой в России нефти не позволяет и ныне действующее антимонопольное законодательство.
Есть определенные сомнения у экспертов и относительно плана по привязке барреля к евро. По мере восстановления экономики Ирака и возобновления добычи там ценнейшего ископаемого мировая цена на нефть начнет неизбежно падать (себестоимость ее добычи в этой стране не превышает 8 - 10 долларов за баррель), а доллар относительно евро - укрепляться. Остается неясным, как убедить нефтетрейдеров реализовывать свою продукцию через биржу: их абсолютно устраивает нынешняя схема сбыта, позволяющая получать гарантированно высокие прибыли. Кто и какими способами сможет заставить частные компании (а государственная всего одна - «Роснефть») отказаться от собственных котировок для внутреннего рынка в свете последних событий даже страшно подумать. Есть и еще один нюанс: в Петербурге на валютной бирже уже более года торгуют фьючерсами на производные на нефть и пока особенно высокими оборотами похвастать не могут. Может быть, подобная судьба будет уготована и полноценной нефтяной бирже, даже если ее организация и состоится.
В любом случае всерьез полемизировать о возможности ее создания в Петербурге сегодня не совсем уместно. После недавнего совещания руководителей топливных компаний города с губернатором большинство королей бензоколонок высказываются весьма категорично: при столь деструктивной позиции главы городской исполнительной власти говорить о развитии данного вида бизнеса на берегах Невы не приходится.

Леонид ПАНЧЕНКО