Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дамба ищет босса

10 ноября 2003 10:00

Сегодня он оказался никому не нужен. Один из самых известных советских долгостроев - комплекс защитных сооружений (КЗС) Ленинграда/ Петербурга от наводнений, похоже, сам нуждается в защите. Правда, недавно президент взял его под свой личный контроль - но что с того? На совещании еще не сформированного городского правительства, проходившем в полузакрытом режиме, выяснилось: мало того, что у дамбы до сих пор нет полноценного собственника, так еще и потенциальные правообладатели всеми силами открещиваются от нежеланного дитя...




Опасения их понятны. Беременность и без того слишком затянулась, а теперь и ребенок рискует оказаться мертворожденным. Столь тяжелого объекта федерального значения, как КЗС, в городе на Неве, пожалуй, и не отыщется. Не в смысле весомости, а в смысле проблем, которые здесь - на любой вкус: это и до сих пор оспариваемая рядом ученых экологическая безвредность, и участие дамбы в качестве козырной карты во многих сомнительных избирательных кампаниях, и таинственным образом исчезавшие средства, направляемые на ее строительство...
Решение о создании КЗС было принято Ленгорисполкомом еще в 1979 году - почти четверть века назад. И не случись в СССР первые демократические парламентские выборы, уже в начале 90-х дамба была бы пущена в эксплуатацию. (По крайней мере, в этом уверен ее главный строитель тех времен Юрий Севенард.) Но Анатолий Собчак, который баллотировался в союзные депутаты как раз по округу, куда входили Курортный район и Кронштадт, решил превратить хозяйственный вопрос в политический. Тогда КЗС при поддержке иностранных экспертов, правомерно или нет, обвинили в ухудшении экологической ситуации на Финском заливе. И стройку заморозили. Впрочем, впоследствии, уже будучи мэром северной столицы, Собчак признал свою недальновидность и даже стал активно лоббировать вопрос о возобновлении строительства. Но вскоре выяснилось, что у страны денег на дальнейшую реализацию проекта нет.
Между тем морские волны делали свое дело - с каждым годом «застрявшая на полпути» дамба требовала все больших средств только на техническое содержание. Миллионы уходили в песок... Во второй половине 90-х наконец-то приняли стратегическое решение: КЗС доводить до ума во что бы то ни стало. После проведения многочисленных экспертиз два года назад определились с ценой вопроса - 18 миллиардов рублей.
Найти искомую сумму в сжатые сроки не представлялось возможным. Тут на помощь пришел ЕБРР, согласившийся в конце 2002 года выделить кредит в 245 миллионов долларов. Одним из его условий была смена «исторического» генерального подрядчика - ГП «Ленгидроэнергоспецстрой» («ЛенГЭСС») и проведение открытого конкурса по лотам. Столь жесткая позиция западных инвесторов объяснялась тем, что данное предприятие уже давно и безнадежно находится под процедурой банкротства. Долг «ЛенГЭСС» различным организациям, по некоторым данным, оказался сопоставим с годовым бюджетом дамбостроя (в 2002 году КЗС выделялось 180 миллионов казенных рублей). Впрочем, иного, в условиях хронического недофинансирования предыдущих лет, ожидать было трудно.
Масштабные работы удалось начать лишь весной нынешнего года после получения первого транша от ЕБРР. На тот момент готовность КЗС, по экспертным оценкам, составляла около 60 процентов, а на достройку требовалось не менее 400 миллионов долларов...
На фоне поиска необходимых средств и шумихи вокруг смены подрядчика в апреле 2001 года, без привлечения широкого внимания, произошло другое важное событие в жизни дамбы: замена государственного заказчика строительства. Вместо городского управления «Морзащита», исполнявшего эти обязанности с декабря 1979 года, на роль «папы» назначили Государственный институт проектирования городов «Гипрогор» Госстроя России. Из соответствующих документов следует, что КЗС перешел на баланс Госстроя (Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). Правда, кому дамба будет принадлежать в законченном виде, не уточняется.
Но, видимо, у губернатора перед совещанием не нашлось времени ознакомиться с документами в полном объеме, а потому все громы и молнии свалились на голову опешившего от натиска председателя КУГИ Валерия Назарова (он-то здесь при чем?). Чиновникам вменялось в вину «отсутствие хозяина у дамбы». Правда, после подробных разъяснений Валентина Матвиенко сменила гнев на милость и зачитала заранее составленное указание подготовить распоряжение правительства города о передаче прав на владение КЗС Мингосимуществу РФ. То есть волей руководства субъекта федерации дамба должна перейти одной высшей федеральной структуры другой... Как подчиненные Валентины Ивановны будут выполнять этот юридический кульбит, остается только гадать.
По существующей в нашей стране практике, подобного рода объекты действительно обычно передаются в собственность федеральному центру. Но - уже будучи готовыми. Как нам сообщил источник в Мингосимуществе, его коллеги от инициативы петербургского градоначальника отнюдь не в восторге. Каким образом министерство, не курирующее стройки, будет исполнять функцию собственника строящегося объекта?.. И вообще - с какой целью производятся эти пертурбации? Ведь в любом случае северная столица от отсутствия до поры до времени полноценного «дамбообладателя» материальных потерь не испытывает. Тогда зачем вносить в и без того донельзя запутанное, многострадальное «дело КЗС» новую неразбериху, зачем опять менять коней на переправе? Так или иначе, наблюдатели сравнивают разразившуюся грозу с бурей в стакане воды или, если угодно, в Маркизовой луже...

Леонид ПАНЧЕНКО
фото Алексей ВЫСОЦКИЙ