Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Свобода взгляда под другим углом

13 ноября 2003 10:00

Вот оно, лицо нашего андеграунда

Кинофестиваль - слово породистое. Громко надо, с шиком, чтоб земля загудела, а шампанское от звенящей атмосферы праздника из ушей пошло. Местечко потеплей нашли, телекамеры установили? Тогда поехали. А, вот еще: речи придумали благодарственные? Хором: да!
Здесь все по-другому. Шестой международный кинофестиваль независимого кино «Чистые грезы» прошел в Петербурге под девизом «даешь свободу взгляда» и с натужной жаждой скандала.




- У нас есть сильная жажда поменять мир, и он будет поменян. Через пять лет.
- Что же случится такового? И как менять будете?
- Сюрприз.
И принцесса захлопнула крышку клавесина. Вернее, Александр Баширов, актер, режиссер, по совместительству президент «Чистых грез», закрыл входную дверь квартиры, в которой шли съемки сериала «Удачи тебе, сыщик», оставив меня на лестничной площадке и дав понять, что разговор окончен. Беседа проходила назавтра после закрытия фестиваля.
Итак, итоги. Лучший фильм - «Голова» Светланы Басковой. Лучшая режиссура - Кирилл Серебренников, «Постельные сцены». Мужская роль - Илья Шакунов («Гололед» Михаила Брашинского). Женская роль - Галина Бокашевская («Марш славянки» Натальи Пьянковой). Специальный приз жюри - фильм Александра Шейна «Другой район». Приз студенческого жюри также отдан «Голове». И наконец, президентский приз господина Баширова достался фильму вне конкурсной программы - «Кире» Владимира Непевного.
Мэтры под предводительством режиссера Рашида Нугманова все решения приняли единогласно. Между тем не-мэтров многие реалии «альтернативного» кино оставили в недоумении.
Например, как проникли в конкурсную программу «альтернативного» кино «Имена в граните» эстонского режиссера Ельмо Нюганена (о борьбе прибалтийских патриотов за независимость от Союза)? Классический соцреализм в исполнении соседей по постсоветскому пространству... А работа Андрея Курляндского «Back in the USSR»? Главный герой - мало того, что Джеймс Бонд и Терминатор в одном лице, так еще и, что твой Лимонадный Джо, ездит по стране и рекламирует продукт под названием «Президент-Кола». Пока он попутно решает какие-то проблемы со своими врагами; его, разумеется, ждет девушка, которая то по полминуты читает в кадре книжку, то с вожделением смотрит по телевизору женский футбол. Впрочем, псевдопародия глядится довольно весело - отнюдь не из-за своей нарочитой пародийности, а только из-за нарочитой убогости всего, что происходит на экране.
Вялой загадкой стала и награда «за лаконизм и новаторство в творчестве», отданная картине «Другой район». Новаторством, очевидно, обозвали чудовищные прыжки камеры «на ухабах», то и дело исчезающий (вероятно, так и было задумано) звук и на редкость неординарный сюжет - иллюстрация бесполезности знакомств в секс-чатах.
Настоящей же неожиданностью для многих было то, что без главного приза остался «Гололед» Брашинского. Новелла о любви и смерти, которые по рассеянности где-то оставили свои линзы и забыли, что на улице гололед, в итоге встретились и не смогли разойтись. Получилось по интонации чуть-чуть похоже на ленту младшего Янковского «В движении», только более концентрированно и символично. К счастью, обозначив жанр своего фильма как триллер, автор не бросился за елочными украшениями и не устраивал барочных конструкций... «Гололед» красив тем, чем и положено: актерской игрой и сценарием.
Что же до «Головы», так это та самая голова, с которой гниет рыба. Живет себе вместилище мозгов (будто по Беляеву), дает полезные советы, любит винишко пить и заниматься оральным сексом. В конце эпопеи часть организма становится ненужной и ее уничтожают. Зрителю рекомендуется раскладывать по полочкам физиологию (не иначе, призванную шокировать юнцов) и социальную обусловленность всего действа.
Событием обещала стать программа «Запрещенная Чечня». Не стала. Польский и английский «чеченские» опусы на поверку оказались обыкновенной дидактикой. Наверное, господа режиссеры решили, что их открытие наших «горячих точек» и для нас станет столь же новым и убедительным...
Полнометражный д/ф об Андрее Бабицком тоже выложил всё, что мы и без него знали. Каждая глупость российских властей долго нудно комментировалась, а отчаянно позировавшие для камеры чеченцы (которые как раз «случайно» отдавали российского военнопленного) должны были, по мнению авторов, смотреться органично.
Наконец, «Террор в Москве» - о событиях на Дубровке. Самый нужный и самый ненужный шедевр: кадры из зала, воспоминания, родственники, слезы. Без какого бы то ни было журналистского расследования. Хотя повторяемость здесь никогда не станет лишней: ушли из жизни 128 человек.
Проявили свою творческую активность и лидеры партии национал-большевиков. Вполне сошли за плюралистический изыск - даже без Лимонова (вместо него приехал Владимир Линдерман) и без ожидавшейся картины «Подросток Савенко» - как раз таки по роману Эдички (работа оказалась еще не готова). Сероватые пропагандистские клипы и репортажи не вполне испортили симпатичный эскиз «Fuck off, Mr Bond» о работе Бункера (штаба НБП в Москве) по проведению акции у кинотеатра «Художественный».
На этом можно было бы и закончить, если бы не было внеконкурсной программы - куда и вошло большинство фильмов. После просмотра энного количества этих творений начинаешь нутром понимать, что такое андеграунд в российском кино. Основные составляющие успеха: малобюджетность, любительская или полупрофессиональная съемка, плохой монтаж и хоть немного порнографии. Если же подобный набор разбавлен каплей провокационности, жди шквала аплодисментов.
...На видеокассете «Гололед» Брашинского представляют как «модное кино». Дай бог, чтобы основная часть андеграунда не вошла в моду... А если уж именно такая «альтернатива» призвана стать мейнстримом, то, пожалуйста, назовите ее каким-нибудь другим, более подобающим словом!..

Алексей КОБЫЛКОВ
фото ИНТЕРПРЕСС