Спор о башне
В Токсове разгорелся историко-культурный конфликт. Две общественные группы борются за спасение старинной водонапорной башни. Проблема в том, что взгляды на будущее памятника у них расходятся
Вы будете смеяться, но опять Ротенберг
Попечителем наиболее респектабельной из двух групп выступает Борис Ротенберг – российский олигарх и друг Путина. Он, его брат Аркадий и их сыновья владеют по крайней мере четырьмя особняками на берегах токсовского озера Хеппоярви по ул. Туристов. В 2015 году Ротенберг возглавил попечительский совет Фонда содействия развитию науки и спорта «Токсовская перспектива», президентом и соучредителем которого является Алексей Патрушев, племянник секретаря Совбеза РФ и бывшего директора ФСБ Николая Патрушева. Двумя другими соучредителями выступают Василий Шестаков, депутат Госдумы, однокашник Путина и братьев Ротенбергов по секции самбо и дзюдо, и бывший водитель Шестакова, а на момент создания фонда заместитель главы администрации Токсово Сергей Шульга.
То, что олигархи решили возиться с реконструкцией какой-то водонапорной башни в Токсове, вызвало в народе естественное непонимание, и идею приняли в штыки.
Фонд «Токсовская перспектива» намерен реконструировать башню под Дом литературы и русского языка с книжным кафе. По словам Сергея Шульги, в здании планируются «литературные вечера, выставки токсовских художников, бук-кроссинг, возможность бесплатного скачивания книг». Все это директор фонда в шутку охарактеризовал как «навязывание просвещения в Тоскове». По его словам, проект обойдется в 20–27 млн рублей и использоваться будут исключительно частные пожертвования.
Башня не имеет статуса памятника, и никаких обязательств по сохранению ее исторического облика у застройщика нет. По проекту реконструкции здание увенчивается надстройкой с панорамным остеклением, а сзади пристраивается дополнительный стеклянный объем с лестничной клеткой.
«Это как если бы Эрмитаж сайдингом обшить», – считает представитель оппонирующей общественной инициативы Дмитрий Сергеев. По его мнению, башня потеряет свой исторический облик и ценность. Его инициативная группа выступает за максимально деликатную реставрацию башни, но никак не реконструкцию. Правда, состоятельных людей в ней нет, поэтому оплатить идею некому.
Между тем «Токсовская перспектива» в начале мая огородила башню строительным забором. При этом, как подтвердил нам Сергей Шульга, у фонда пока нет правоустанавливающих документов на башню и участок – ни договора аренды, ни разрешения на производство работ. «Так как фонд тесно связан с администрацией, они не боятся действовать самоуправно», – сетует Дмитрий Сергеев. А директор фонда в самовольном заборе не видит ничего страшного: «Если токсовская администрация не примет нашего предложения, мы тут же развернемся и уйдем. Мы не хотим нарушать закон». Рассмотрение предложения советом депутатов, по его словам, намечено на 28 июня.
Сложная судьба
Станционную водонапорную башню в Токсове соорудили в 1917 году в ходе строительства Кексгольмской железной дороги (Петербург – Хийтола), которая, как следует из «Воспоминаний» Дмитрия Лихачева, создавалась как стратегический объект во время Первой мировой войны. Сортавальский архитектор Урхо Пяллия строил деревянные вокзалы в стиле северный модерн в поселках Девяткино, Токсово, Васкелово, Саккола (Громово) и др. Водонапорная башня и вокзал в Токсове – единственные из этих построек, сохранившиеся до наших дней. Однако по зданию вокзала этого не скажешь: в 2008 году он претерпел капитальный ремонт, в результате чего от здания остался один каркас, да и то скрытый под сайдингом.
Северный модерн не случайно называют еще «национальным романтизмом»: башня Пяллия явно стилизована под средневековое крепостное сооружение. Сегодня она имеет только один каменный этаж высотой примерно 6,26 м. Второй этаж, деревянный, был разобран в начале 1990-х годов (по некоторой информации, после пожара). Находившийся в нем бак для воды скорее всего был сдан в металлолом. Башня использовалась более 50 лет для пополнения запаса воды паровозов и поездов, а также подачи воды в здание вокзала. В 1990-е внутри башни торговали водкой в разлив, а затем забросили (использовался только водомерный узел). Интересно, что вплоть до 2015 года башня формально никому не принадлежала. После развала СССР ОАО «РЖД» почему-то забыло поставить башню себе на баланс. Наконец, в январе 2015-го решением Всеволожского горсуда башня была передана в муниципальную собственность МО «Токсовское городское поселение». Любопытный курьез: Управление Росреестра ошибочно указало в кадастровом паспорте объекта год завершения строительства 1824-й, то есть накинуло башне лишние 90 лет.
Реставраторы vs реконструкторы
Понятно, что если не делать вообще ничего, то башня рискует просто разрушиться. А «попечители» с большими деньгами возникают не каждый день. Так что же делать? Вставлять ли палки в колеса Ротенбергу, Патрушеву и Ко или попытаться убедить их провести не реконструкцию, а реставрацию? Однако на вопрос «Новой» директор «Токсовской перспективы» сразу сказал, что такого варианта в принципе не рассматривает: «Здание очень маленькой площади, и для запланированного функционала там не хватит места. Наш проект предполагает высокотехнологичные решения». Тем не менее группа «реставраторов» не оставляет надежд и недавно подала в областной комитет по культуре очередную, уже третью по счету заявку на включение в реестр объектов культурного наследия.
Тем временем администрация Токсово уже подготовила план приватизации станционной башни. Продать в частную собственность ее предполагается до конца года. Правда, с повестки дня заседания совета депутатов 26 мая вопрос сняли – возможно, из-за писем жителей. По словам Шульги, фонд устроит и вариант долгосрочной аренды. «Если администрация примет наши предложения о реконструкции, мы будем настаивать на зачете затраченных на нее средств в арендной плате», – уточнил он и подчеркнул, что проект является «некоммерческим и убыточным».
Координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов:
«Идеальным вариантом было бы, конечно, убедить потенциальных инвесторов скорректировать проект в сторону большего соответствия историческому облику башни – например, отказаться от использования современных облицовочных материалов и сделать второй ярус более похожим на первоначальную деревянную надстройку».