Когда закончатся дети

17 ноября 2003 10:00

«Мы все учились понемногу...» - это еще полбеды. Но вот «чему-нибудь и как-нибудь» - это беда двойная. Отсутствие продуманной государственной политики в области обучения и трудовой занятости уже сегодня приводит к весьма неприятным последствиям. А лучше, по словам экспертов, не будет - будет только хуже...



Участники состоявшегося на днях круглого стола «Специфика и тенденции развития регионального рынка труда» наперебой предлагали консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, дабы «не допустить в нашем регионе грядущего системного кризиса». Отчаянный призыв адресован всем государственным и частным структурам, работающим в данном секторе: Минтруда, Федеральной службе занятости, образовательным учреждениям, рекрутинговым фирмам.
Еще недавно молодежь шла в студиозусы зачастую с неохотой, лишь уступая напору мамы-папы: по жизни было видно, что обладатели вузовских дипломов нередко оказывались на ее задворках... Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась - без «верхнего» образования ни туда и ни сюда. И ничего удивительного, что в Питере последние два года число поступающих в университеты и академии заметно превышает число выпускников школ.
Но как ни похвально столь массовое выполнение ленинских заветов, тяга к знанием таит в себе экономическую опасность: Причем вполне конкретную: скоро на заводах и фабриках просто некому будет работать (гастролеры из ближнего зарубежья и азиатских стран не в счет). Это тем более вероятно, принимая во внимание фактический развал системы профтехобразования. Уже сейчас на берегах Невы ощущается острый дефицит рабочих рук, зарплаты мастеров едва ли не сравнялись с окладами директората... Это опять же и хорошо и плохо: ведь от «ценят» до «избаловались» - один шаг. Например, говорят, что именно из-за непомерно высоких запросов тех же сварщиков наши судостроительные заводы порой оказываются неконкурентоспособны.
Для сравнения: в Великобритании в качестве одной из стратегических задач правительство нацелилось к 2010 году сократить долю выпускников средних учебных заведений, желающих продолжить свое образование, до 50 процентов. Англичане посчитали, что больше бакалавров им не надо...
- Нынче нашим вузам хорошо, у них огромные конкурсы, а что они будут делать, когда закончатся дети? - вопрошает руководитель департамента Федеральной службы занятости населения по Петербургу Дмитрий Чернейко.
Уже в 2007 году, по демографическим данным, подростков 17 - 18 лет будет в два раза меньше, чем сейчас.
Не менее важная проблема - отсутствие единого государственного образовательного стандарта (который устанавливал бы четкие адекватные требования к профессиональным знаниям специалистов). Нет упорядоченного цивилизованного рынка труда - и вузы мечутся с избы на борону, не знают, кого и по каким программам готовить. В итоге, например, свежеиспеченные экономисты и юристы - казалось бы, вот уж перспективная стезя - все чаще оказываются не востребованы работодателем. Сегодня, по статистической информации, в этой сфере и так наблюдается переизбыток кадров, тем не менее молодые люди очертя голову по-прежнему рвутся на соответствующие факультеты, а высшая школа их в этом рвении приветствует...
Один из возможных выходов - введение для старшекурсников обязательной, без дураков, практики, позволяющей обзавестись прикладными навыками. Хотя в целом проблему эта мера разрешить не в состоянии. По мнению Чернейко, прежде всего необходимо определиться, какой рынок труда мы собираемся создавать. Если ориентированный на истинно рыночную экономику, отвечающую современным запросам и тенденциям (в том числе связанным с процессами глобализации), - то инициатива должна исходить не только сверху, но и от рядовых субъектов рынка. Речь, в частности, идет об оплате образования одаренных студентов их будущими боссами. Правда, в России вложения в обучение персонала, тем более потенциального, - пока еще довольно рискованны. Правовая сторона вопроса до конца не проработана, возникают проблемы с формой договора и ответственностью за его исполнение.
Проректор Петербургского госуниверситета Людмила Громова, согласившись с тем, что «сегодня рынок образования и сопутствующих услуг формируется хаотично», все же отметила как позитив появление в 2003 году - после долгого перерыва - госзаказа на подготовку некоторых специалистов. Вместе с тем руководители высшей школы сетуют на явную, с их точки зрения, несправедливость: «мы готовим высококлассных специалистов за казенный счет, а они потом работают в коммерческих фирмах!» Не бесспорная позиция, учитывая, что именно бизнес-структуры являются основными бюджетными донорами...
В то же время профессора понимают, что возродить систему государственного распределения после окончания вуза нереально: для этого необходимо менять норму Конституции о свободе труда (и особенно о запрете к его принуждению). Другое дело, что государство должно четко определиться, какие деньги оно способно тратить на так называемое «бесплатное» высшее образование, и главное - каких специалистов и с каким объемом и качеством знаний в итоге рассчитывает получить.
Кстати, по оценке профессора Громовой, на данный момент в нашем городе крайне востребованы... инженеры. Конечно, не абы какие, а компетентные. А вообще питерские ученые категорически возражают против того, что наше образование якобы уже не лучшее в мире: «Мы просто не знаем, кого готовить!..» - объясняют они.

Леонид ПАНЧЕНКО