Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Битва на недостроенном стадионе

18 июля 2016 10:06 / Экономика

Обещание провести в сентябре 2016 года первый тестовый матч за «Зенит-Арене» сегодня выглядит ненаучной фантастикой: успеть бы к Кубку конфедераций 2017 года.

На стадионе, который еще полтора месяца назад торжественно обещали закончить осенью (а в сентябре провести первый тестовый матч), в скандальной ситуации меняется генеральный подрядчик: контракт с «Трансстроем» Смольный намерен расторгнуть. Представители городской администрации и генподрядчика обмениваются публичными обвинениями и ждут реакции федеральных властей.

Министр спорта Виталий Мутко заявляет, что они не арбитры и что все должно решаться между заказчиком (Комитетом по строительству питерской администрации) и генподрядчиком, которые «обречены договориться». Понятно, что завершение строительства и проведение на Крестовском Кубка конфедераций – 2017 и чемпионата мира – 2018 – важнейшая политическая задача. И удастся ли теперь ее решить – не может предсказать никто...

Острая фаза скандала началась 13 июля, когда около сотни рабочих из компаний-субподрядчиков объявили забастовку, требуя выплатить задержанную на два месяца зарплату, и заблокировали вход и выход со стадиона. На следующий день «Трансстрой» заявил о попытке рейдерского захвата объекта и сообщил Смольному о приостановке исполнения контрактов. Администрация ответила заявлением о возможности полного разрыва контракта, посетовав на «ничем не объяснимую жадность» генподрядчика. И уже утром 15 июля генподрядчику вручили уведомление о расторжении трех контрактов на сумму в 24,5 млрд рублей. Если в течение десяти дней генподрядчик либо не устранит предъявленные ему претензии, либо не пожалуется в суд, контракт считается прекращенным.

Претензии Смольного обширны: по сообщению его пресс-службы, есть девять причин для расторжения контракта.

Это постоянное удорожание строительства стадиона, неспособность генподрядчика объяснить образовавшийся в период до мая 2015 года дефицит по смете в 2,5 млрд рублей, получение генподрядчиком «беспрецедентных преференций» по авансированию проекта, затягивание работ, затягивание принятия необходимых производственных и управленческих решений, «хроническое отсутствие на строящемся стадионе материалов и оборудования привело к невозможности выполнения работ субподрядными организациями, которые, как правило, вынуждены работать без денег, без рабочей документации, без материалов», необеспечение необходимым оборудованием и материалами для своевременного окончания работ, игнорирование обязательства по содержанию объекта до момента получения заключения о соответствии и ввода в эксплуатацию...

И наконец – внимание! – «телеграмма, поступившая в адрес правительства Петербурга за подписью председателя наблюдательного совета ООО «Компания «Базовый элемент» О. В. Дерипаски о том, что ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» не входит в группу «Базовый элемент». В результате чего «правительству Петербурга непонятен состав акционеров и совета директоров компании, выполняющей работы на таком уникальном капиталоемком объекте».

Отметим, что в свое время привлечение к строительству стадиона компании, контролируемой миллиардером Олегом Дерипаской, считалось весьма важным. Предыдущий контракт с компанией «Авант» был расторгнут в 2008 году из-за значительного удорожания проекта (напомним, что все начиналось с суммы в 6,7 млрд рублей, а сейчас речь идет уже о 44 млрд). Более того: говорят, что правоохранительные органы не стремились расследовать масштабные хищения в процессе строительства (по данным Счетной палаты, из общего объема выделенных к началу 2013 года 14,5 млрд руб. «необоснованно затраченных» оказалось 6,6 млрд, почти половина выделенного из бюджета) именно потому, что они не хотели связываться с Дерипаской, входящим в ближний круг президента.


Теперь выясняется, что Дерипаска не имеет отношения к «Трансстрою», и возникает резонный вопрос: кто же тогда строит стратегический объект?


Генподрядчик тем временем отреагировал на намерения Смольного гневными заявлениями на сайте стадиона. В них сообщается, что «решение заказчика о расторжении контракта продиктовано не стремлением способствовать улучшению ситуации со строительством стадиона или решить накопившиеся проблемы, а очевидным желанием заставить подрядчика стать более сговорчивым». Что «представители генподрядчика уже не первый месяц испытывают давление со стороны заказчика, хотя наши обязательства по продолжению строительных работ мы реализуем в полном объеме». Что «проблемы в проекте, как и проблемы с темпами стройки, в первую очередь связаны с рабочей документацией». Что «созданный в феврале 2016 года координационный штаб строительства под руководством вице-губернатора И. Н. Албина не только не смог решить уже существующие к тому времени проблемы, но лишь усугубил имеющиеся и добавил новые». Что «попытка изменения генподрядчика на этапе, когда до окончания работ осталось менее 15%, является не более чем популистским шагом со стороны Комитета по строительству». Что «замена генподрядчика на этапе, когда стадион готов на 85% официально принятых работ, делает невозможными обязательство завершить строительство в течение 11 месяцев». Что они сомневаются в том, что «в текущих условиях заказчик будет в силах найти на рынке другого достаточно профессионального генподрядчика для выполнения необходимого объема работ в условиях сжатых сроков и существующих сложностей с финансированием и документацией». Что генподрядчик «намерен использовать все существующие правовые возможности для защиты своей позиции и надеется, что федеральные органы власти, для которых чемпионат мира имеет значительно большее значение, чем для Комитета по строительству, активно включатся в данную ситуацию»...

Вице-губернатор Игорь Албин на эти заявления ответил не менее гневно (на своей странице в фейсбуке): мол, «нелепость суждений в официальных комментариях компании «Трансстрой» достигла уровня, необходимого для профессиональной квалификации, но не строительной или управленческой, а скорее клинической», обвинив менеджмент «Трансстроя» в патологической жадности.


В общем, Смольный и «Трансстрой» перешли к полномасштабной войне – первой жертвой которой рискует стать именно стадион. И хотя глава Комитета по строительству Сергей Морозов заверяет, что, несмотря на принятое правительством города решение о смене генеральной подрядной организации, стадион будет сдан в эксплуатацию в установленные сроки, в это мало кто верит.


Приходится констатировать, что все-таки взорвалась бомба, заложенная еще во времена губернаторства Валентины Матвиенко (которая в августе 2007 года обещала, что в марте 2009-го «Зенит» проведет на новом стадионе первый матч нового сезона).

Много лет строителям во всем шли навстречу – послушно увеличивая стоимость стройки века, не обращая внимания ни на возражения оппонентов, ни на сравнения стоимости стадиона с аналогичными европейскими. На сколь угодно масштабное воровство бюджетных денег закрывали глаза: надо построить любой ценой! Надо ли удивляться, что генподрядчик привык к комфортному режиму, когда можно получать деньги, не находясь при этом под жестким контролем? Стоит напомнить, что за последние три года в Смольном трижды сменились вице-губернаторы, курирующие стройку, и каждому из них в условиях дефицита времени и постоянных окриков из Москвы о важности строительства было не до налаживания этого контроля: с генподрядчиком пытались договориться миром. Но сейчас, похоже, возможности исчерпаны.

Что дальше? Авторитетные эксперты в области строительства называют решение о смене генподрядчика опрометчивым и ведущим как минимум к полугодовому перерыву в строительстве.

Обещание провести в сентябре 2016 года первый тестовый матч сегодня выглядит ненаучной фантастикой: успеть бы к Кубку конфедераций 2017 года.

Возможно, путем сверхусилий сделать это удастся. Но каким будет качество столь поспешных работ? И не придется ли еще раз увеличивать стоимость стадиона – несмотря на очередные обещания питерских властей этого не делать?