Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Заветный вензель «м» и «ж»

24 ноября 2003 10:00

Оказывается, не только в России существуют оригинальные праздники. Не отстает от нас и мировое сообщество. Например, 19 ноября уже второй год подряд все передовое человечество по инициативе Всемирной туалетной организации (ни много ни мало - ВТО) отмечает Международный день туалета. В честь подобного события в этот день ГУП «Водоканал» принял решение гостеприимно распахнуть двери своих подведомственных туалетов и предоставить посетителям уникальную возможность «самообслужиться» абсолютно бесплатно.



По предварительным данным, сия инициатива значительно увеличила количество граждан, нуждающихся в услуге: на халяву, как известно, можно и через не хочу...
Без малого два года тому назад Администрация Петербурга решила сделать «Водоканалу» отличный новогодний подарок: в соответствии с распоряжением губернатора от 31 декабря 2001 года все городские стационарные общественные туалеты переходили в его хозяйственное ведение. Презент, что уж там говорить, был с запашком: санитарное состояние подавляющего большинства мест общего пользования оказалось просто ужасным. Впрочем, в те времена действующих туалетов в городе осталось не так уж и много. Большинство из них были либо заколочены и заброшены, либо и вовсе сменили свою профессиональную ориентацию: здесь теперь велась бойкая торговля. Все дело в том, что на тот момент у городских туалетов не было реального хозяина, а частные предприниматели, бравшие их в аренду, просто пользовались возможностью получить льготные ставки. Естественно, с самого начала даже и не помышляя продолжать славные традиции конкретного заведения. Что же касается контроля со стороны города за «целевым использованием» помещений, то он попросту отсутствовал.
Между тем «туалетная проблема» становилась все ощутимее. В определенных облюбованных точках несли свою трудовую вахту сотрудники правопорядка. Только некий гражданин, отчаявшийся найти заведение с заветными буквами, сворачивал в казалось бы безлюдную и идеально подходящую для его целей подворотню и приступал к административно наказуемому деянию, как тут же, будто из-под земли, вырастали дяденьки в красивых фуражках: «Нарушаем? Пройдемте». Впрочем, за относительно скромную сумму можно было никуда не проходить и даже продолжить (если не пропала надобность) прерванный процесс.
Почувствовать себя в шкуре уже не обвиняемого, а «потерпевшего» мог абсолютно каждый, кто решался принять активное участие в каком-либо городском празднике, например пивном аукционе. Очереди к дефицитным биотуалетам выстраивались на сотни метров. Некоторым не хватало выдержки, и они вновь рисковали поменять свой статус.
Сказать, что сегодня ситуация кардинальным образом изменилась к лучшему, нельзя (правда, на случай праздников теперь имеются специальные передвижные санитарно-гигиенические комплексы, переоборудованные из автобусов). Туалеты по-прежнему остаются «штучным товаром» и встретить их на своем пути считается к счастью. По расчетам, сделанным на основе анализа численности и плотности населения Петербурга, городу необходимо как минимум 600 общественных туалетов. Причем располагаться они должны в 700 метрах друг от друга (предлагается даже издавать специальные туалетные карты города). Что же до «Водоканала», то он сейчас распоряжается 143 подобными заведениями (частный сектор здесь отсутствует по причине низкой ликвидности). Правда, реально в эксплуатации находится лишь 59 - остальные пока в стадии реконструкции (или к ней готовятся). На 2004 год в городском бюджете предусмотрено 50 млн рублей - на строительство новых туалетов и 7 млн 300 тыс. рублей - на капитальный ремонт ныне существующих. Впрочем, эти ассигнования неспособны кардинально приблизить нас к требуемой цифре.
Однако в «Водоканале» не намерены сдаваться. По словам директора Специализированного эксплуатационного предприятия «Водоканала» Алексея Турбельмана, его ведомство даже планирует со временем расширять ассортимент предлагаемых услуг «в зависимости от спроса и предложения». Что имеет в виду Алексей Юрьевич, не совсем ясно. У большинства граждан запросы в этой области остаются весьма незамысловатыми.

Леонид ПАНЧЕНКО