Трэш-оркестр, канатоходцы и знаменитые отцы

Трэш-оркестр, канатоходцы и знаменитые отцы

1 сентября 2016 09:47 / Культура

Вслед уходящему лету "Упсала-цирк" устраивает праздник для взрослых детей и маленьких взрослых.

3 сентября в Петербурге пройдет грандиозный фестиваль "День сказок", где известные музыканты, писатели, циркачи, артисты и журналисты расскажут 100 сказок в один день.

Пиршество из сотни сказок в один день организовал не кто иной, как единственный в мире цирк для хулиганов. Поэтому открытие фестиваля в ближайшую субботу на Свердловской набережной получится не столько торжественным, сколько бодрым и с присвистом: за художественный свист отвечает трэш-оркестр циркачей – учеников и артистов "Упсала-цирка". Сам фестиваль сшит как большое лоскутное одеяло, где яркие цветастые лоскутки – страшилки, национальные басенки, известные народные мифы и даже философские притчи. В ролях сказителей и сказочников выступает самый буйный цвет петербургской арт-общественности. Широкой публике предлагается почтенная роль благотворителей: все деньги от продажи билетов фестиваля пойдут на социальные проекты "Упсала-цирка", который работает с детьми из групп социального риска и детьми с ограниченными возможностями.

Лариса АФАНАСЬЕВА, худрук "Упсала-цирка":

– В детстве у меня не было любимой сказки. Под моей кроватью жил гном не очень приятной наружности, и вот в детстве я с ним часто разговаривала, придумывала ему сказки – видимо, чтобы он меня не съел. Сейчас мне нравится фильм-сказка "Королевство полной луны". Потому что это правдивая сказка про одиночество и любовь, а сказка должна быть правдивой. Самое главное в сказке – эффект поднятых бровей. Ты должен все время удивляться и открывать для себя новые вещи. Придумывая сказки, человек тренирует свою фантазию. Это как шпагат. Для того, чтобы сесть на шпагат, сначала нужно долго растягиваться. Зато потом получается волшебство. 

Чего-чего, а волшебства и фантазий на "Дне сказок" будет вдоволь. Выбор широк: от традиционных национальных эпосов до современных перформансов. К каждой сказке прилагается нетривиальное визуальное решение. Актер Александр Балсанов расскажет бурятский народный эпос Гэсэра в самой настоящей юрте да с национальным угощением – чаем с молоком. Золотомасочный режиссер Евгений Ибрагимов отворит двери черкесской сказки "Намыс". Karlsson Haus покажет спектакль-игрище "Старик и волчица" в жанре уличного театрализованного представления.


Путешествие по детским сказкам оборачивается недетской пробежкой по актуальным театральным жанрам. Например, в Желтом шатре Константин Арбенин, Дмитрий Максимачёв и "Большой Stereoфонический оркестр" сыграют "Сонату для чайника со свистком" – философский мюзикл для взрослых и детей.


В "Беседке для девочек" запланированы секретные сказочные посиделки, о которых запрещено распространяться даже организаторам проекта. Одним из самых интригующих событий обещает стать хождение канатоходцев над прудом со сторителлингом от театрального режиссера Яны Туминой, филолога Димы Зицера и мультипликатора Миши Сафронова. История на один проход: пока канатоходец идет, рассказчик говорит. Под иностранным термином "сторителлинг" кроется модное нынче увлечение – искусство рассказа импровизированной поучительной притчи "из своей жизни", мотивирующей слушателя к здоровой рефлексии или даже полезным действиям. Психологи утверждают, что сторителлинг – это отличный инструмент для работы с бессознательным. Ну а если вспомнить индейскую мудрость "кто рассказывает истории, тот управляет миром" – то сомнений не остается: миф правит балом (бытием).

Михаил САФРОНОВ, режиссер, худрук анимационного проекта "Летающие звери":

– Моя любимая сказка в детстве, наверное, "Алиса в стране чудес" и "Алиса в зазеркалье". Это остроумное и чудесное путешествие будило мое собственное воображение. Я и сейчас уверен, что самое интересная тема – это чудо. И по моим наблюдениям, чудо – рядом с жизненным парадоксом, с противоречием, в соединении несоединимого. Читая "Алису", мы видим своими глазами, что мир неожиданно оказывается шире, чем мы привыкли его видеть. Сейчас я под большим впечатлением от африканского сказочника Амоса Тутуола и Хаяо Миядзаки. Мне кажется, что все дети, которые видели мультфильмы Миядзаки, спасены. Это как прививка от плохого вкуса и зашоренности.

Я думаю, что самое главное в сказке – это путешествие. Путешествие зрителя или читателя из обычного мира в необычный. Человек – это кочевник. Мы не рождены, чтобы вести оседлый образ жизни, мы должны путешествовать. Но этого не происходит. Мы прирастаем к нашим вещам и остаемся дома. Если бы не было сказок, мы бы совсем пропали. Хотя бы в сказках мы совершаем это путешествие.

Пожалуй, самый персонализированный, глубоко личный проект фестиваля – "Папины сказки". В этом цикле знаменитые отцы берут в руки книжки, которые им читали в детстве. Теперь они читают любимые сказки не только для своих чад, но и для всех незнакомых внимательных ушей. Среди известных пап – популярный теле- и радиоведущий Александр Малич, актер Театра на Фонтанке Александр Черкашин, актер БДТ Кирилл Жандармов.

Александр МАЛИЧ, журналист, радиоведущий:

– Моя любимая сказка – "Властелин колец", сначала папа мне читал отрывки, кажется, в самиздатовском варианте, потом уже настоящая книга появилась, и это первая книга, которую я прочитал сам. Сейчас для меня это сказка о добре, зле и самопожертвовании, а в детстве – о приключениях, сражениях и дружбе. В общем, тогда и сейчас это моя любимая сказка. Жалко, что дочка пока еще не доросла, но, думаю, скоро начнем с ней читать. Главное в сказке – это возможность потом обсудить ее с ребенком, да и со взрослым тоже иногда есть о чем поговорить.

Действительно, сказка – нечто интимное, то, что происходит между ребенком и родителем, читающим книжку на ночь. Разговор ребенка со взрослым можно устроить и самому себе – с помощью "Волшебной будки", которую придумала музыкант и режиссер-кукольник Светлана Бень. Зритель заходит в специальную "телефонную будку" и, управляя кнопками, сам создает свою собственную историю за брошенную монетку (куда без нее! – не работает без медяка ни одна сказочка). Жил-был король: а) хороший; б) плохой. Выбираешь. Далее: а) дракон съедает принцессу; б) принцесса приручает дракона – снова жмешь кнопку, и в маленьком окошке материализуются события заказанной неожиданности.

БЕНЬКА (Светлана БЕНЬ), лидер кабаре-бэнда "Серебряная свадьба":

– В детстве больше всего любила истории про муми-троллей, потому что они о гармоничном, прекрасном, идеальном мире, где хотелось бы жить каждому человеку. Сейчас я очень люблю все рассказы и стихи Артура Гиваргизова, Татьяны Москвиной, Юрия Коваля. Они преломляют реальность и позволяют поверить, что мир лучше, чем мы себе представляем. Главное в сказке – это возможность допустить, что воображаемая реальность существует. Это ведь на самом деле так. Сказка – это бОльшая реальность, чем все, что существует вокруг нас.

Больше чем реальность и колдовское мастерство Максима Исаева и Павла Семченко (театр "АХЕ"). Эти бородатые придумщики завершат фестиваль сказок глубоким вечером. Спектакль-перформанс "Монохром" легко трансформируется под любое торжество (вспомнить хотя бы юбилеи "Пушкинской, 10" и фестиваля Open Cinema, на которых зажигали ахейцы). Лучший финал сказки – пир горой, а сказочный пир всегда нетривиален. Последняя из ста сказок "Упсала-цирка" закончится раблезианским театральным застольем с красным вином, густо сваренными макаронами, мукой, молоком, цветными дымовыми шашками и душераздирающе-жизнерадостным саундтреком.

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.