Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

От ДДТ до «Бесконечной поэзии»

3 октября 2016 09:45 / Культура

Кинофестиваль «Послание к человеку» в 26-й раз явился Петербургу. Из камерного слета для профессионалов он превратился в мощный киносмотр европейского уровня с роскошной программой и колоссальным зрительским интересом. Выживают только сильнейшие – укрупняясь и повышая уровень год от года. Такова фестивальная диалектика наших дней.

Фарватер – крупным рыбам

Виновником трансформации старейшего петербургского кинофестиваля принято считать питерского режиссера Алексея Учителя, вставшего шесть лет назад у руля смотра документального кино вместо отца-основателя Михаила Литвякова, перешедшего в статус почетного президента фестиваля.

Учитель изменил «Послание» до неузнаваемости. Собрал энергичную команду. Аккумулировал финансовый базис: укрепил городские и минкультовские субсидии вливаниями спонсорскими. Позвал лучших в стране отборщиков-кураторов (Андрея Плахова и Алексея Медведева). Сообща они изменили концепцию. За последние три года из сугубо документального фестиваль переквалифицировался в кинофорум широкого спектра – от анимационного, экспериментального и игрового короткометражного кино до больших статусных премьер уровня фестивалей класса «А». Документальная секция, к счастью, по-прежнему, незыблема. Профиль осовременили, но ядро оставили. 


С каждым годом на радость и городу, и фестивальной публике питерское «Послание»  все более радует программным изобилием, опережая михалковский ММКФ. Жаль только, что игроков за столом все меньше. Фестивали рангом пониже или чахнут, или вовсе схлопнулись, не сумев в кризисных условиях выжить и сохранить лицо без ущерба для своей независимости.


Такая монополия, как и тенденция к укрупнению, мешает и самому «Посланию». Перенасыщенное меню почти бесчеловечно по отношению к зрителю. За десять дней количество посланий к человеку превысило возможности не только обычного человека, но и самого азартного синефила. 

Открытый пролог

Второй год подряд фестиваль открывается парадным open air на Дворцовой площади. Нынче – с песнями Юрия Шевчука и фильмом классика Вернера Херцога «О интернет! Грезы цифрового мира», который скоро выйдет в российский прокат.  Картина задается вопросом: насколько Всемирная паутина, подчинившая себе всех, изменила каждого из нас?

Вообще идея показов «под небом голубым» для Петербурга не нова. Начиная от основателя стиля, фестиваля Open Cinema, десять лет удачно сочетавшего музыку, театр и кино на пляже Петропавловской крепости, или же «Мультивидения», использовавшего разведенные мосты как экран, заканчивая так и не прижившимися в городе киномедиафорумами. А нынешнему статусу «Послания» открытие на главной площади северной столицы, безусловно, к лицу.

В меню: социальное беспокойство

В традиционно сильной селекции международного конкурса (42 картины)  много  ярких работ. Таким, к примеру, стал красивый и точный фильм «В лучах солнца» мэтра отечественной документалистики Виталия Манского. Масштабная картина о северокорейском коммунистическом «сюрреализме» проявила очевидное беспокойство автора за судьбу нашей страны. Фильм, уже собравший европейские призы, был очевидным фаворитом «Послания», но в итоге увез только приз ФИПРЕССИ (премия критиков) и Приз жюри прессы. После долгих пререканий создателей «В лучах солнца» с Минкультом ленте все-таки выдали заветное прокатное удостоверение, и через месяц она выйдет на экраны.

Обошел Манского иранец Мехрдада Оскоуеи – его «Сны без звезд» об исламском мире, где женщина бесправна и от этого становится преступна, стали лучшим полнометражным документальным фильмом международного конкурса. Картина сложена из откровений девушек-мусульманок, отбывающих срок в женской колонии. Наркотики, грабежи и прочие преступления. Одна беременна, другая родила в 15 лет. Многие били матерей, потому что не было денег на дозу. Скромная девушка убила отца, потому что больше не было сил терпеть насилие. 

Starless Dreams Trailer final from Siavash Jamali on Vimeo.


Лучшей игровой короткометражкой стал «Импорт» режиссера Эны Сендияревич – легкая нелогичная зарисовка о жизни боснийских мигрантов в Голландии: пустой дом, в нем телевизор, плачущий над просмотром новостей главный герой. 


Teaser Import from Some Shorts on Vimeo.

Сербская «Глубина два» Огнева Главонича оказывает на зрителя убийственное психологическое воздействие. Расследование убийств мирных жителей, захороненных в пригороде Белграда, снято без единого человека в кадре и без единого кадра хроники, а лишь длинными планами с мест событий семнадцатилетней давности (времен бомбежек Сербии войсками НАТО) и закадровыми жуткими признаниями. Этот документальный триллер, где все происходит не на экране, а в сознании зрителя, и получил Гран-при фестиваля.

Национальный конкурс (17 картин) – а в этом году его курировала режиссер Евгения Марченко, молодое питерское дарование, – состоял из лент, перемежающих социальную неуспокоенность с поэтичностью. Тому подтверждение дуэт победителей. «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич, выпускницы школы Марины Разбежкиной, – очень личный портрет политика, ставшего другом. Черно-белый «Огонь» Нади Захаровой, выпускницы Московской школы нового кино, – работа чисто эстетическая. А признанный лучшим дебютом фильм о московском гастарбайтере «Чужая работа» Дениса Шабаева (тоже разбежкинца) сочетает в себе и то и другое.

Вне конкурсов и границ

Во внеконкурсной части на разных площадках по городу – мастер-классы,  ретроспективы великих: француза Криса Маркера и канадца Гая Мэддлина, плюс его же психоделическая выставка в Музее сновидений Фрейда. И всегда притягательные кураторские программы: экспериментальная In Silico Михаила Железникова и «Кино Сверхреальности» Андрея Плахова, в этом году ставшего арт-директором «Послания». Тут было где разгуляться: от классиков Пола Верховена («Она» с Изабель Юппер), Кена Лоуча («Я, Дэниел Блейк») и Алехандро Ходоровски («Бесконечная поэзия») до бесподобных румынов Кристиана Мунджиу («Выпускной»), Кристи Пую («Сьераневада») и нашего Кирилла Серебренникова («Ученик»).

Создатели «Послания к человеку» нашли свой стиль диалога со зрителем: и душой не кривили в сторону популизма, складывая мозаику актуальных трендов киноискусства, и все же в умеренных реверансах к публике замечены.