Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Реванш браконьеров

3 октября 2016 12:14 / Общество

Минприроды хочет исключить из Красной книги 127 видов, в том числе дельфинов и китов

Экологи бьют тревогу и просят помощи: 127 видов краснокнижной фауны вот-вот окажутся переведенными в «промысловый ресурс». Среди них такие бесценные красавцы, как уссурийский пятнистый олень, кит-горбач и восемь разных видов дельфиньих. Помочь может лишь большое количество отрицательных отзывов от широких слоев общества. Поэтому всех неравнодушных граждан просят срочно выразить свое отношение к этой шокирующей инициативе, написав письма лично министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому.

Недавно на сайте Минприроды появились проекты сразу двух очаровательных закончиков. Во-первых, это снятие ограничений охоты, настолько широкое, что возражают даже многие охотники.

Не меньшее смятение вызвал и другой проект – сокращение Красной книги России. Кто-то придумал лишить защиты не один, не два, а 127 краснокнижных видов, переместив их в «охотничьи ресурсы» (вот полный список исключенных).

К счастью, данные вредительские нормы еще не утверждены. Они были «предложены к общественному обсуждению», и по изменению Правил охоты на Минприроды тут же обрушился целый шквал возмущенных отзывов – и электронных, и бумажных, причем сами охотники протестовали больше, чем экологи! Среди них оказалось достаточно разумных и любящих природу людей, которых перспектива остаться через пару лет в мертвых лесах вообще без всякой дичи не слишком обрадовала.


Гораздо тревожнее обстоит на сегодняшний день дело с потравой Красной книги – приказ может быть утвержден уже в первой декаде октября.


Читая весь список из 127 исключаемых видов, ученые не могли поверить своим глазам, видя в перечне пятнистого оленя, малых косаток, горбача, дельфинов-белобочек и других. Лишаются охраны и огромный сивуч, и маленький зверек перевязка, белоголовый орлан, зимородки, египетская цапля, тюлени, лебеди, пыжики, буревестник, пеганка, пчела-плотник, даурский еж, японский краб, геккон, стерлядь, кумжа, ряпушка и хариус. Несмотря на то что никто из них не перестал быть вымирающим, не восстановил своей численности.

Уссурийская случайность

Все охотники делятся на два вида: первые не браконьерствуют и с браконьерами борются, а вторым дай только стрельнуть, а завтра хоть трава не расти. Именно они с вожделением ждут того дня, когда уссурийский пятнистый олень лишится законной защиты. Лоббируется расстрельный список Росохотрыболовсоюзом, президентом которого не так давно стала приехавшая из Приморья Татьяна Арамилева. Владимир же Арамилев, ее муж, стал главой объединенной дирекции нацпарка «Зов тигра» и Лазовского заповедника. Вокруг заповедных земель объявились промысловые охотхозяйства. Впрочем, Татьяна Сергеевна во всех интервью СМИ настаивает на пользе охоты в буферной зоне заповедников. И кажется, всерьез считает, что тиграм полезно слышать кругом пальбу.

Делить кормовую базу, то есть разных копытных, с охотниками им, видимо, тоже полезно... наверное, для стройности фигуры. Ведь заборов вокруг заповедника нет, и стоит оленям перейти дорогу и начать пастись на полях напротив, как по ним уже можно было бы стрелять. Но мешает Красная книга! По краснокнижному виду стрелять нельзя нигде. И тут как по заказу уссурийский олень оказывается в списке на исключение из Красной книги. Доходы от такого финта ушами будут огромны, ведь иностранные любители охоты готовы платить совершенно безумные деньги за возможность привезти домой краснокнижные трофеи.

Дельфин или нефть, вот в чем вопрос

В расстрельном списке также оказались три подвида тюленей и десяток видов китов и дельфинов. Как это могло случиться? Ведь ни по одному из них, как рассказал «Новой» эксперт Международного фонда защиты животных IFAW Григорий Цидулко, подсчета численности давно не проводилось. За границей все они занесены в IUCN Red List – «Красный список угрожаемых и редких видов Всемирного союза охраны природы». А дело все в том, что на другой чаше весов лежат интересы нефтепромысловиков. Ведь нуждающиеся в охране места обитания морских китообразных то и дело накладываются на районы нефте- и газодобычи.

Поразило биологов и понижение статуса охраны сивуча, по которому как раз все последние годы идет резкое снижение приплода. Этот красавец обитает только на нашем Дальнем Востоке и напротив – на побережьях США. «Там, – говорит Григорий Цидулко, – катастрофическое снижение его численности идет уже давно. Только наше побережье дает сивучу шанс, поэтому понижать его охранную категорию совершенно недопустимо».

Согласно закону «О животном мире России» любая деятельность, даже потенциально угрожающая покою охраняемых животных в местах их обитания, запрещена. Сюда попадает даже траловое рыболовство, не говоря уж о добыче нефти. Исключение 11 видов дельфинов и китов из Красной книги сразу упростит согласование новых разработок полезных ископаемых, да еще и позволит газовикам и нефтяникам перестать тратиться на положенные по закону дорогостоящие программы по их сохранению.

Особенно опасно, что снять с охраны планируют дельфина-белобочку. Так и до афалины дело может дойти! Как ни стыдно признать, но Россия – одна из немногих стран, до сих пор не запретившая отлов этих умных животных.


Исключение из Красной книги даст нам позорную возможность торговать дельфинами «на законном основании», а спрос на них огромен, ведь государства третьего мира охватила мода на маленькие грязные дельфинарии.


Регионы, правительства которых не способны обеспечить мало-мальски приемлемые условия жизни своим детям и ветеранам, берутся за сложнейшее содержание этих краснокнижных животных. Посетители видят лишь дельфиньи «улыбки» – не понимая, что это просто устройство их головы и что, даже умирая, дельфин кажется улыбающимся. Если бы люди, приходящие посюсюкать, знали, что в этих дельфиньих концлагерях каждый год гибнет половина «артистов», они бы сказали – пусть лучше живут у себя в океане.

Самое страшное, что учета этим смертям никто не ведет, просто закупаются новые «природные ресурсы». Запланированный сейчас удар по Красной книге еще больше облегчит жизнь такому грязному бизнесу.

Где же выход?

А просто охрана природы должна быть независимой. Прошло всего 16 лет, но никто уже не вспоминает: было время, когда охрана природы и у нас, как и во всем цивилизованном мире, стала сильным, самостоятельным ведомством! Это было сделано в 1988 году, когда, как выразился Горбачев, «экология взяла нас за горло».

Именно Горбачев вынес долгожданное Постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», создал Комитеты по охране природы СССР и союзных республик. И слово ученых вдруг стало значить больше, чем финансовая выгода. Только поэтому отменили дикий проект поворота северных рек на юг. Только это спасло наши заповедники от рыночной распродажи. Эколог академик Яблоков был советником президента – вы можете сейчас такое представить?

Беда в том, что развивалось наше экологическое ведомство меньше двух десятилетий. 18 мая 2000 года, на 11-й день после инаугурации, Владимир Путин специальным указом ликвидирует ненавистный олигархам и промышленникам Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. И создает декоративный отдел экологии в подчинении у Министерства природопользования. С тех пор и используем, в хвост и в гриву, безжалостно и беспощадно. Отсюда и берутся эти кавалерийские наскоки – то на Красную книгу, то на леса, то на моря. А защищать ее теперь позволено лишь посредством нижайших народных петиций.

Прямая речь

Иван БЛОКОВ, директор Гринпис РФ:
«Очевидно, что будущее нашей тайги, Арктики, Дальнего Востока и Приморья – за экотуризмом. В США нацпарк Smoky Mountains в год посещает 20 миллионов человек с фотокамерами. Всего же парки США каждый год принимают полмиллиарда экотуристов. Налоги от экобизнеса в год доходят до 1,7 миллиарда долларов, в 5 раз перекрывая щедрые траты США на охрану природы. А у нас на всю Россию – менее 8 млн посетителей. У скандинавов многие охотхозяйства переходят на организацию фототуров, что стало более выгодно, чем добыча дичи. Здесь у нашей страны огромный потенциал, и, казалось бы, именно Министерству природных ресурсов его реализовать. Пропагандировать надо бескровные развлечения, не связанные с уничтожением чего-то живого».