Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Падение дома Дежкиных

19 октября 2016 09:14 / Общество

Лишенный аккредитации Институт управления и права доживает последние дни. Его история – типичный пример того, как самое хорошее дело можно развалить, пустив на самотек.

О проблемах петербургского вуза «Новая» писала в конце сентября. С тех пор нашему корреспонденту удалось пообщаться с бывшими сотрудниками, преподавателями и выпускниками – многие из них успешно трудоустроились в налоговые и правоохранительные органы и расстроены тем, что их альма-матер оказалась в тяжелейшем кризисе.

История Института управления и права насчитывает два десятка лет. Последнее приведение в соответствие с современными стандартами имело место в 2011 году. Тогда сильная команда специалистов продлила вузу аккредитацию на пять лет. На тот момент в СПбИУиП обучалось около трех тысяч студентов.

По слухам, примерно в это же время основатель и бессменный ректор института Владимир Дежкин допустил до управления свою супругу Татьяну Германовну: сначала она была первым проректором, а потом перешла на должность проректора по воспитательной работе. 


Оклад Дежкина в тот момент составлял 2,5 млн руб. в месяц, его супруги – 900 тысяч. Как рассказали нам бывшие сотрудники вуза, чета начала «разъезжать по заграницам» и вести роскошную жизнь.


«Чтобы не нести лишние расходы, они уволили тех самых профессионалов, которые наладили работу вуза в 2011 году, – рассказывает один из собеседников «Новой», преподаватель, ныне не работающий в институте. – И жили безбедно до 2013 года, когда все начало постепенно разваливаться».

Началось отставание по учебным программам, по материальной базе – ведь в это не вкладывалось ни копейки. В 2013 году институт оказался вынужден переехать из своего привычного здания на Кирочной улице на Старорусскую из-за задержки арендной платы. В 2014-м появилась задолженность по зарплате сотрудникам и преподавателям. Тогда же случилась и первая неудачная для вуза проверка Минобразования – чиновники предупредили, что новое помещение не приспособлено для ведения образовательного процесса, не отлицензировано, не соответствует по площади, требованиям СЭС и пожарных. В 2015 году проверка налоговой обнаружила задолженность по налогам и сборам примерно в 15 миллионов рублей.

В 2015 году институт упал в рейтинге Министерства образования и стало понятно, что гром уже грянул. Из трех тысяч студентов осталось порядка трех сотен. Тогда ректор нанял новую команду спецов, в их числе Элеонору Гаджиеву, специалиста по образовательному администрированию, опыт которой отметили все собеседники «Новой». Но даже лучшие из лучших могли бы спасти ситуацию только при наличии больших финансовых вложений – ведь здание, в котором располагается институт, действительно не соответствует требуемым нормам. Но денег не было. Весной 2016 года прошла масштабная проверка, которую от преподавателей и студентов пытались скрыть, закрыв вуз на неделю под видом травли насекомых.

Владимир Дежкин / Фото со страницы в Facebook

В итоге приостановление аккредитации 29 августа 2016 года было вполне закономерным. Вину за происходящее ректор возложил на ту команду, что была нанята в 2015–2016 годах, когда вообще-то уже сложно было что-то исправить. Сотрудники вспоминают, как 24 августа в вуз, изображая маски-шоу в стиле 90-х, ворвались какие-то странные ребята, оказавшиеся братьями Зыковыми, Александром и Евгением Анатольевичами. Ректор назначил их временными управляющими на период своего отсутствия, а остальных сотрудников почти в полном составе вынудил уйти. Они и ушли. Зачем было устраивать на прощание спектакль с захватом своего собственного вуза – как будто кто-то отказывался пускать туда ректора или его представителей – бывшие сотрудники так и не поняли.

Однако институт в любом случае было уже не спасти. 14 октября на сайте Рособрнадзора появилась новость о том, что Институт управления и права полностью лишен аккредитации. Эксперты утверждают, что восстановить ее в этом случае практически невозможно – это может быть даже более трудной задачей, чем создание нового вуза. Значит, вскоре институт может быть лишен и лицензии, и тогда не сможет не только выдавать дипломы государственного образца, но и вообще преподавать.


16 сентября бывшие сотрудники подали коллективный иск о взыскании долгов по зарплате. По имеющимся у «Новой» сведениям, институт должен 56 работникам в общей сложности 5,8 млн руб.


Параллельно свою проверку завершила прокуратура Петербурга, возбудившая административное дело по ч. 1 ст. 5.27 КоАП («Нарушение законодательства об оплате труда»). В адрес ректора было внесено представление об устранении нарушений, материалы направлены в следственный комитет для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

«Новая» попыталась получить комментарий у руководства вуза, но мы не смогли ни дозвониться до института, ни послать запрос по факсу – пришлось отправлять его почтой. С тех пор никаких сведений о судьбе запроса у нас не появилось.

Большинство студентов старших курсов, насколько нам известно, уже сумели перевестись. Проблемы могли возникнуть только у первокурсников, это 80–90 человек, особенно у тех, кто оплачивал обучение с помощью материнского капитала. Дело в том, что этот капитал можно переводить только в аккредитованные вузы, каковым институт больше не является. Чем это в итоге обернется для студентов – пока непонятно.