Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Событие в доме набокова

4 декабря 2003 10:00

Леонид Барбашин вернулся из тюрьмы, причем освободился на полтора года раньше присужденного срока. Он отбывал наказание за то, что в припадке ревности стрелял в супругов Ольгу и Алексея Трощейкиных. Классический любовный треугольник... Теперь, по слухам, Барбашин неожиданно появился в городе, и в доме Трощейкиных напряженно ждут его появления. Муж боится очередной расправы, а жена вдруг признается ему, что всегда любила Барбашина, и если тот сегодня явится и позовет ее...



Действие происходит в залах Дома-музея В.В. Набокова, и сам Набоков с холодновато-вежливой улыбкой пристально следит с большой висящей на стене фотографии, как играют его пьесу под названием «Событие» актеры Павловского Дворцового театра (лауреата многих фестивалей и конкурсов петербургских театров-студий)...
Пьеса эта, написанная Набоковым в З8-м году, когда-то с успехом шла на сцене Русского театра в Париже, а потом, в оформлении художника Добужинского, - в Нью-Йорке. Недавно, 29 ноября, ее премьера впервые состоялась в Набоковском доме, и его исторические интерьеры сами собой явились декорациями спектакля.
Все три действия сидящие тут же, в зале, зрители напряженно ждут, чем все закончится. Ворвется ли Барбашин в дом и застрелит соперника, кинется ли ему в объятия Ольга, отправит ли срочно Алексей свою супругу подальше в деревню к своей сестре? А тут еще зеркало разбилось... Родные и знакомые Трощейкиных, эти скучающие обыватели-провинциалы, с любопытством ждут развязки. Собравшись вместе в столовой на дне рождения матери Ольги, все замирают при каждом звонке в дверь. А Барбашин все не появляется. Кажется, он бродит где-то в темноте под окнами. Алексей и Ольга беспрестанно подходят к окну и вглядываются в темноту Большой Морской... Может, он прячется с пистолетом где-то в доме за дверью?... Вот во время поздравлений неожиданно приносят от Барбашина записку, Трощейкин дрожащими руками разворачивает ее - листок бумаги оказывается чистым...
Спектакль продолжается три часа, никто из зрителей - как часто происходит сегодня во время театральных представлений - не встает и не покидает зал, в антрактах ходят по дому, нервничают, осторожно заглядывают в соседние комнаты. И дело здесь не только в интригующем сюжете. Спектакль захватывает еще и потому, что актеры играют с полной самоотдачей (я случайно увидела, как по окончании спектакля они, обессиленные от только что прожитых волнений, целовались и обнимались, подбадривая друг друга). Дело еще и в том, что режиссер Владимир Абрамов поставил пьесу именно так, как ее написал Набоков, - по-набоковски изысканно и тонко, с чуть пародийно-чеховскими интонациями, которые в сочетании с музыкой молодого композитора Андрея Ромашова органично звучат в залах дома начала прошлого века. По крайней мере, по окончании спектакля кое-кому из зрителей (в том числе и мне) показалось, что Набоков на снимке приветливо улыбается. Значит, одобрил, значит, приглашает в свой дом на очередное «Событие».

Эмилия КУНДЫШЕВА