Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Триллер консервной банки

11 декабря 2003 10:00

...На тротуаре появилась груда обглоданных куриных костей, посреди мостовой вырос курган из лысых автопокрышек, откуда ни возьмись посыпались пластиковые канистры, покатились, звеня и подпрыгивая, пивные банки, закружилась метель клочьями старых газет... И вот уже улицу с молниеносной быстротой заполоняют отходы: первый этаж скрылся из виду, второй... «А-а-а!!!» - глухим эхом раскатился предсмертный крик: это несчастный прохожий навсегда исчез в зловонной пучине.




Не смешно: мусорный ужастик завтра может сбыться. Во всяком случае, профессионалы, собравшиеся вчера на дискуссию по данной теме, пришли к выводу, что ситуация в регионе - критическая. Судите сами: отходов жизнедеятельности мегаполиса прибывает не по дням, а по часам, структура мусора меняется (утилизировать его становится все труднее), при этом существующие мощности переработки остаются на прежнем уровне, так же как и система сбора - валим все в одну кучу!
При этом специалисты считают проблему «тряпок и склянок» до крайности спекулятивной: кто только на ней не наживается - и политики, и экологи... «Только не сами мусорщики!» - уверяет замгенерального директора ОАО «Автопарк №1 «Спецтранс» (эти машины транспортируют наши бытовые отходы) Николай Колычев. С его позиции, индустрия, о которой идет речь, вовсе не прибыльная, а, наоборот, затратная. Почему же тогда не на жизнь, а на смерть бьются за сферы влияния мусорные короли? Внятного ответа на этот вопрос получить не удалось, зато г-н Колычев подробно рассказал о том, как им мешают частные предприниматели: эти грязнули и скряги под сурдинку подбрасывают свой мусор в баки, стоящие у жилых домов, или тайно вывозят его на несанкционированные свалки, а договоры со «Спецтрансом» заключать не хотят: экономят.
По мнению руководителей автопарка, спасти нас от завалов бизнес-мусора может только предельно жесткий контроль и непомерные штрафы. Например, как в Германии: 500 евро с коммерсанта только за непредоставление первичной информации о количестве отходов, дальше - больше. (Правда, о том, кто будет оплачивать работу армии инспекторов, умалчивается.) Кроме того, необходима эффективная селекция отходов. Но вот на каком этапе разделять макулатуру и объедки - здесь царят выраженные идейные разногласия.
Еще бы: ведь от этого напрямую зависит, какой величины кусок удастся отщипнуть от мусорного торта. Сколь бы красивыми словесами ни прикрывались участники пирушки, каждый хочет, чтобы максимум сырья, пригодного для вторичного использования (а это и есть основные дивиденды), достался ему. Транспортники, естественно, за то, чтобы сортировать мусор на виды и подвиды «как можно ближе к человеку». В идеале - налаживать раздельный сбор отходов от населения, а пока - создавать для этих целей собственные производственные площадки. Мусоропереработчики категорически против, и немудрено - тогда им перепадет, по их образному выражению, фига. Ну и для дела, с их точки зрения, пользы не будет: на Западе отрегулированная схема, когда хозяйки в один пакет складывают стекло, в другой - бумагу, в третий - картофельные очистки, якобы себя не оправдывает, поскольку до 40 процентов фракций все равно оказываются перемешанными...
Так или иначе, два питерских великана, питающихся отходами (профильные заводы - МПБО), нынче способны переварить только одну пятую мусора большого города. Нужна срочная реконструкция, строительство современных цехов. Тендер на усовершенствование ЗАО «Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов» (МПБО-1) на Волхонке состоялся еще пять лет назад, а воз и ныне там. Вообще за последние десять лет в северной столице выдвинуто восемь (!) прогрессивных концепций развития мусорной отрасли, одна другой заманчивее и дороже, задействованы лучшие отечественные научные институты, иностранные фирмы... Но раздирающие «отходный» рынок противоречия и хроническая нехватка финансов сводят на нет все усилия. И это при том, что «в Питере - самая дешевая и самая экологичная утилизация отходов, Европа нам и в подметки не годится!» - как утверждает гендиректор научно-производственной корпорации «Механобр-техника» профессор Леонид Вайсберг.
Впрочем, как признался замгенерального директора МПБО-1 Михаил Федашко, на самом деле «никто в городе сегодня не знает (?), сколько и каких отходов скапливается, куда они деваются...» По оценке же Николая Колычева, неизвестно и сколько вторичного сырья выходит из заводских стен. «Это предприятия по переработке... бюджетных средств!» - отрезал он. Да, видно, битва мусорных гигантов продолжает набирать обороты...
А тем временем в новом городском правительстве зреют планы очередной мусорной реформы. Организована рабочая группа, на повестке дня стоит вопрос о едином координационном центре по управлению отходами. Правда, как объяснил начальник управления Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации города Геннадий Майоров, в чиновниках согласья нет, проблема обсуждается. Увы, ни производственники, ни ученые в состав консилиума не допущены, в то время как пациент, похоже, чуть жив.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Алексей ВЫСОЦКИЙ