Особенности петербургского гостеприимства

11 декабря 2003 10:00

Любому советскому гражданину, который по делам службы или исключительно в увеселительных целях путешествовал по своей необъятной стране, наверняка отлично знакомы две надписи: «Добро пожаловать» и «Мест нет». Первая, как правило, обнадеживала у вокзала и даже непосредственно перед самой гостиницей. Вторая, в виде таблички на столике дежурного администратора, разбивала все иллюзии уже внутри храма гостеприимства. Нельзя сказать, что сегодня ситуация коренным образом изменилась, она скорее более запуталась. По словам ответственных чиновников городской администрации, озабоченным развитием гостиничной инфраструктуры Петербурга, сейчас у нас одновременно ощущается дефицит и гостиничных мест и туристов. Такая вот головоломка.



В апреле 2001 года появилось распоряжение городской администрации «О мерах по поддержке инвесторов, осуществляющих строительство и реконструкцию объектов гостиничной и туристической инфраструктуры Санкт-Петербурга». На основании этого документа вскоре был утвержден перечень зданий и земельных участков, где в ближайшее время планировалось строить гостиницы (изначально он насчитывал 91 адрес, сейчас уже 218). Хотя чиновники и опровергали подобное предположение, все же было ясно: программа приурочена к грядущему юбилею северной столицы и носит скорее демонстрационный характер.
Дело в том, что объекты попадали в адресный перечень двумя способами. Первый - предложения инвесторам от администрации. Здесь все более или менее понятно: посчитали чиновники, что в этом месте будет хорошо смотреться гостиница, - и список пополняется новым адресом. Правда, к сожалению, серьезной проработкой документации в Комитете по туризму себя не утруждали. В итоге многие объекты оказывались обременены имущественными и правовыми проблемами, и не успевали высохнуть чернила на распоряжении губернатора о начале строительства, как впору было его уже отменять. (Кстати, 3 распоряжения аннулированы только в текущем году.)
Второй способ формирования списка - заявительный принцип. Понравилось инвестору какое-то здание - спеши донести эту новость до исполнительной власти и получить свой порядковый номер в перечне. Что с ним делать дальше - другой вопрос. Например, многие объекты из списка оказались на самом деле обычными жилыми домами. Их обитатели (в том числе и владельцы приватизированных квартир) и слыхом не слыхивали о том, что через год-другой в их доме собираются открывать гостиницу. А ведь по закону насильно переселить людей нельзя. Поэтому если владельцы квартир изображают перед носом потенциального инвестора комбинацию из трех пальцев и отказываются переезжать, тому не остается ничего иного, как бежать за поддержкой в Смольный, размахивая, как флагом, адресным перечнем и распоряжением губернатора. Но там ему... сочувствуют и предлагают поискать какой-нибудь другой объект, обещая всемерную поддержку. Ну а деньги, потраченные инвестором на изыскательские работы, в прямом смысле слова уходят хоть и не в песок, но в топкую питерскую землю.
Что же до менее стойких к суровым реалиям российской действительности иностранных инвесторов, то их пыл остывает уже при виде списка из более чем полусотни различных согласований, которые необходимо собрать для начала строительства. И это при том, что определенные льготы инвесторам власть все же действительно предоставляет. Так что как ни пытался город заманить серьезных международных туроператоров в град Петров, дело за редким исключением ограничивалось лишь переговорным процессом. Ну а пока на берега Невы не пришли известные мировые компании, специализирующиеся на гостиничном бизнесе (скажем, «Хилтон»), говорить о возможности инвестиционного бума в этом деле не приходится.
Гостиница - долгоокупаемый проект, для реализации которого необходимы «длинные деньги». Его успех в большой степени зависит от профессионализма и известности оператора, к которому поедут люди (к примеру, «Рэдиссон»). А последние ориентируются на мнение известнейших туристических компаний, которые зачастую не рекомендуют посещать своим гражданам Россию, поскольку они «не могут гарантировать их безопасность». Именно по этой причине так и не случился вожделенный туристический бум в дни юбилейных торжеств. Как точно подметил один американец: «Петербург - прекрасный город, но знакомиться с его достопримечательностями я бы предпочел через окно бронированного автомобиля».
Это не говоря уже об отсутствии элементарной туристической инфраструктуры: удобной системы транспорта, доступного качественного питания, насыщенного досуга... Так что, возможно, главная и гораздо более острая проблема заключается вовсе не в дефиците гостиничных мест, а в отсутствии элементарных условий, необходимых для развития туристического бизнеса. И не случайно из 32 тысяч питерских койко-мест (в нормальных гостиницах, а не тех что были переоборудованы из общежитий - их еще 12,5 тысячи) в среднем оказываются востребованными не более половины.
Словом, по мнению многих экспертов, сегодня следует идти не по пути увеличения количества отелей, а работать над повышением качества предоставляемого сервиса. Впрочем, и в таком, казалось бы, кропотливом и тонком деле возможен кавалерийский наскок. К примеру, недавно с очередным «судьбоносным» предложением выступила Валентина Матвиенко. О том, что неплохо бы рассмотреть такую возможность: обязать городские туристические фирмы ежегодно, по квотам, ввозить в наш город определенное число интуристов. В противном случае им не позволят вывозить за пределы родины наших сограждан. Если эти слова вдруг, не ровен час, станут былью, тогда, похоже, не видать нам заграницы как своих ушей.

Леонид ПАНЧЕНКО

Справка «Новой газеты»
По обеспеченности отелями, торговыми комплексами, бизнес-центрами, конференц-залами, торговыми комплексами и другими объектами инфраструктуры Петербург отстает от мировых туристических столиц в среднем в пять раз. На 1000 жителей северной столицы приходится всего 7 гостиничных мест, а в мировых центрах отдыха и путешествий - по 30 - 40.
Эксперты Северо-Западного отделения Российского союза турпредприятий считают, что необходимо срочно приступать к реализации разработанной ими программы развития и размещения гостиничного комплекса. По их расчетам, к 2025 году на 1000 петербуржцев может приходиться по максимальному варианту - примерно 32 места для гостей, по минимальному - 15 мест.
Интересно, что до 2010 года на территориях, которые будут резервироваться городом под строительство гостиниц, предполагается возводить в основном отели категорий три и четыре звезды - и это при острой нехватке двух- и трехзвездных. Правда, обещают, что в дальнейшем доля дорогих гостиниц все же уменьшится. Во-первых, наконец начнут строить «экономные» отели, во-вторых, некатегорийные места обитания вояжеров резко повысят качество услуг и перейдут в разряд категорийных. Общий объем инвестиций по минимальному варианту составит $2,5 миллиарда, по максимальному - $7,5 миллиарда.