Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Здесь будет план изображен

18 декабря 2003 10:00

Необходимо ли городу долгосрочное стратегическое планирование - сегодня однозначного ответа на этот вопрос специалисты не дают. Сторонники существования подобного документа говорят, что только он сможет четко обозначить приоритеты экономического и социального развития мегаполиса, противники настаивают на том, что генеральный план станет лишь инструментом для лоббирования весьма сомнительных и дорогостоящих проектов. Однако пока эксперты спорят, работа над планом продолжается. Уже к началу следующего года администрации Петербурга предстоит утвердить концепцию нового генплана.




Действующий на сегодняшний день Генеральный план развития города был утвержден еще в 1987 году. И хотя номинально срок его действия истекает только в 2005-м, уже давно очевидна его анахроничность и нежизнеспособность. В середине 80-х думали, что в начале XXI века горожан будет, по крайней мере, 5,5 миллиона человек (реально же на 2003 год их почти на миллион меньше). Предполагали, что все петербуржцы переберутся из коммуналок в отдельные квартиры (заметим, что последние 15 лет очередь практически не движется). Были уверены, что метрополитен обзаведется круговой веткой (пока всерьез данный проект даже не обсуждается). Не сомневались в том, что большинство промышленных предприятий покинет исторический центр города и обоснуется где-то на окраинах... Очевидно, что многие из этих так и невыполненных задач найдут свое отражение в плане-преемнике, над которым уже более полугода совместно трудятся комитеты по экономике и по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга.
Как говорят в КГА, не стоит в их будущем детище искать ответы на конкретные вопросы, поскольку: «это макроплан, а не что-то локальное». Иными словами, чиновники занимаются стратегией и им не до мелочей. Впрочем, вскоре они обещают взяться и за планирование районов и даже кварталов, но лишь после того как будет выстроена «схема развития инфраструктур субъекта РФ». Когда это долгожданное событие произойдет, кто этой работой занимается и что это вообще такое, в КГА не уточнили, сообщив, что «данные вопросы выходят за рамки их компетенции». Оно, пожалуй, и к лучшему. Видимо, в данном случае речь идет о комплексной оценке конкретной территории, которая ложится в основу плана зонирования. Именно на основании такого документа в последующем будут приниматься индивидуальные для каждого района правила застройки. А как только это случится, количество скандалов, связанных с нерегламентированной «уплотнительной застройкой», значительно уменьшится. Если верить заявлениям чиновников, соответствующие законодательные акты создадут благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности. Проще говоря, те же застройщики смогут смело покупать пятно в новом районе, не опасаясь, что через год власти решат перед фасадом строящегося дома провести высокоскоростную магистраль, что неизбежно скажется на стоимости квартир (правда, из отсутствия подобного проекта в генплане автоматически не следует его незаконность).
Если говорить о положениях, которые наверняка найдут свое отражение в генплане, можно выделить несколько основных направлений. Город будет и строиться, и реконструироваться: подъемные краны оккупируют территории Новодевяткино и Кудрово (район за станцией метро «Улица Дыбенко»), пожалуют в южное Обухово и на северное побережье Лахтинского разлива. Одновременно полным ходом пойдет реконструкция хрущевок. Главная цель - сделать город более компактным и комфортным для проживания.
Особое место будет уделено дальнейшему развитию Морского порта, железнодорожного узла и автомобильных магистралей. Сегодня идет активная полемика вокруг того, какими путями вывозить из Морского порта пассажиров, естественно после завершения его реконструкции и значительного увеличения пассажиропотоков. Предложения имеются на любой вкус и бюджетный кошелек: от строительства подземного тоннеля и более рационального использования имеющихся магистралей до возведения двух новых мостов через Неву и строительства специальной железной дороги.
Особое место в генплане будет отведено развитию территорий вокруг КАД (60% находится в черте города, 40% - за его пределами). Вдоль будущей трассы планируется разместить не только автозаправки, мотели и кемпинги, но и деловые, складские, торговые центры, а также зоны жилой застройки. Вновь, как и в предыдущем плане, серьезное внимание уделено передислокации промышленных предприятий. Наиболее радушно готовы встретить новоселов «Парнас», «Обухово» и «Предпортовая». Другой вопрос, что до сих пор не существует реальных механизмов воздействия на заводы, которые могли бы убедить их в необходимости трогаться с насиженных мест. До сегодняшнего дня в этом начинании Смольный явно не преуспел. Впрочем, не так давно губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков предложил подвергнувшимся гонениям предприятиям обосноваться у него в регионе, обещая всевозможные налоговые льготы. Так что при определенном раскладе предприятия вполне могут поменять городскую прописку на областную, со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями.


Возможно, найдут свое отражение в плане и еще более масштабные проекты. Еще весной заместитель председателя КГА г-н Зенцов предложил внести в генплан пункт по осушению Обводного канала и созданию на его месте автомобильной трассы. Эта водная артерия, по мнению чиновника, давно себя исчерпала. Несмотря на возражения ряда экспертов и отсутствие вразумительных комментариев со стороны председателя КГИОП Никиты Явейна, Яковлев в свое время поручил внести этот проект в концепцию нового генплана. «Как один из возможных вариантов», - успокоил он тогда собравшихся. По нашей информации, чиновники исполнили волю бывшего губернатора, и вполне возможно, вскоре данное предложение будет вынесено на широкое общественное обсуждение.
Кстати, в чем действительно разработчики генплана попали впросак, так это с разделом, который посвящен транспортной инфраструктуре. При Яковлеве, ориентируясь на смольнинский барометр, практически отказались от развития общественного транспорта, всячески способствуя появлению маршруток. Теперь же, в связи с резкой сменой климата, приходится извлекать с антресолей давно позабытые проекты скоростного трамвая и т. д. и т. п.
Из вопросов, на которые до сих пор не дан окончательный ответ, в первую очередь следует выделить дилемму с историческим центром: застраивать или оставить все как есть (речь, разумеется, идет не о реконструкции, а о новой застройке). Почти весь центр Петербурга (36 квадратных километров) входит в охранную зону Юнеско. Существует несколько точек зрения относительно его дальнейшей судьбы. Одна позиция - «оставим его таким, каким он нам достался от великих предков». Другая - «среди современных архитекторов имеются талантливые люди, способные встать в один ряд с мастерами прошлого». В качестве аргумента приводится следующий факт: за последние десять лет в центре Петербурга построено не менее 30 домов, и подавляющее большинство из них весьма органично вписалось в существующий архитектурный ансамбль.
Но главные войны вокруг генплана впереди. До сих пор эксперты и чиновники спорят, что именно должен отражать данный документ. По мнению Валентины Матвиенко, его следует предлагать как инвестиционный проект. Иными словами, генплан должен представлять расширенный перечень инвестиционных предложений от городской администрации. Противники подобного варианта небезосновательно боятся, что в этом случае он превратится в инструмент лоббирования с целью получения бюджетного финансирования: прописан проект в генплане - получи зеленый свет. В этом случае генплану не избежать постоянных изменений по мере обновления смольнинской власти.

Леонид ПАНЧЕНКО

Справка «Новой газеты»
В настоящее время 20% городских земель занимает жилье, 11% - нежилые здания, 10% - транспортная инфраструктура, 15% - агропромышленный комплекс. На оставшиеся площади приходятся лесопарковые зоны, пустыри, это в основном территории на окраинах города, которые, можно сказать, и являются главными ресурсами нового генплана. Генплан 2005 - 2025 годов распространяется на территорию площадью 139,936 га и включает помимо самого Петербурга 9 так называемых малых городов и 21 поселок. Он состоит из семи планировочных блоков: генпланов исторического центра, внецентральных районов и Кронштадта, а также четырех основных направлений: Северо-Приморского, Балтийского, Невского и Южного. По данным КГА, для разработки генплана понадобится 255 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на обновление и пополнение топографического материала, сбор данных, связанных с экологическими процессами, изменениями в социальной, транспортной и прочих инфраструктур. На сегодняшний день утвержденный бюджет разработки генплана составляет 140 миллионов рублей. На разработку нескольких вариантов концепций в городском бюджете запланировано 40,8 млн, из которых в 2001 - 2002 годах было освоено лишь 16,2 млн.