Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Укрощение строптивых

29 октября 2001 10:00

Федеральный политсовет Союза правых сил принял решение приостановить деятельность петербургского отделения партии. Де-юре это связано с нарушениями, допущенными при ее создании. Но ясно, что никто бы не стал заниматься выявлением этих нарушений, если бы не решения конференции питерских "правых", делегаты которой презрели рекомендации Центра и избрали совсем не того председателя политсовета, который был с ними согласован заранее.





В том, что Москва попытается отыграть ситуацию, никто не сомневался. Осведомленные люди рассказывали, что глава РАО ЕЭС поддерживал кандидатуру депутата питерского Законодательного собрания Михаила Толстого, которого он давно знает, и что он не собирается смиряться с поражением: "Чубайс должен доказать, что по-прежнему сохраняет влияние на происходящие в Питере политические процессы, в противном случае это будет началом его конца". Таким образом, определенные действия по "укрощению строптивых" были неизбежны. Судя по сообщениям информационных агентств, обсуждались различные варианты, вплоть до "приостановления членства в партии всех представителей петербургского отделения СПС". Так что итоговое решение было еще не самым жестким, и среди тех, кто его одобрил, оказались и люди, известные своими либеральными взглядами. Например, депутат Законодательного собрания Леонид Романков. Правда, его выступление "за" сопровождалось одной немаловажной оговоркой: "если у Сергеева было от кого-то задание развалить СПС изнутри"...
Разговоры о "заговоре с целью развала СПС" начались еще до оглашения результатов конференции. "СПС не нравится многим внешним структурам, и у него достаточно политических противников не только в Петербурге", рассказывал бывший председатель исполкома, руководитель "Ленэнерго" Андрей Лихачев. В том же ключе высказалась и полномочный представитель федерального политсовета Союза правых сил в Санкт-Петербурге Ирина Хакамада. Она считает, что ситуацию в организации "взорвали изнутри". После съезда СПС в мае "некоторые люди" ушли в "Либеральную Россию" - "организацию, которую строит и создает Борис Березовский и которая находится в жесточайшей оппозиции к президенту Владимиру Путину", пояснила она.
"Кто такой новый председатель питерского политсовета Эдуард Сергеев? Это человек, который на одном из заседаний политсовета, по сути, с площадной бранью обрушился на президента", вторил ей Лихачев. Сам начальник рыбного порта эту информацию, правда, не подтвердил, заявив, что в оппозиции к президенту никогда не был. Оставалось лишь посочувствовать Борису Абрамовичу: плакали его денежки. Впрочем, сама версия о том, что он пожелал вложить их в продвижение г-на Сергеева, вызвала неудержимый смех у значительной части питерских правых. Все-таки олигарх даже в эмиграции остается олигархом, и масштабы его деятельности несколько иные. Судя по всему, в Москве во вмешательство Березовского тоже не поверили. Поэтому на свет божий появилась другая версия: о кознях Владимира Яковлева.
На первый взгляд, она выглядит более правдоподобной. Фракция СПС в Законодательном собрании (как и Союз в целом) действительно находится в оппозиции к действующему губернатору. И понятно, что он бы не хотел, чтобы эта фракция существовала в Собрании следующего созыва. Больше того, как объясняли журналистам знающие люди, скоропалительный уход г-на Лихачева с поста председателя исполкома СПС связан с тем, что он собирается баллотироваться на следующих губернаторских выборах.
Теоретически в такой ситуации Владимир Анатольевич мог бы проявить заинтересованность в "приручении" или в развале Союза. Ведь директор рыбного порта - это не руководитель "Ленэнерго". За его спиной нет всемогущего Анатолия Чубайса, и он не может позволить себе роскошь фрондировать и портить отношения с главой исполнительной власти. Но на второй взгляд, становится очевидным, что, с точки зрения губернатора, идеальным руководителем СПС был именно "неподконтрольный" Лихачев, рейтинг которого напрямую зависит от тарифов на электроэнергию. Любое их повышение способно утопить возглавляемую им партию, вне зависимости от ее программы. И в этой ситуации бессмысленно говорить о создании "широкой демократической коалиции": трудно найти партнеров, которые, в здравом уме и твердой памяти, согласятся привязать себе к ногам такую гирю.



Уход главы "Ленэнерго" с поста председателя исполкома СПС дает Союзу определенное поле для маневра, однако разговоры о том, что это сделано, чтобы "поберечь ценного кандидата на губернаторский пост", вряд ли имеют под собой почву. Связи г-на Лихачева с Анатолием Чубайсом настолько тесны и крепки, что создать себе имидж внепартийного кандидата в губернаторы ему будет не легче, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко.
Есть еще один, пожалуй, самый серьезный аргумент против "теории заговора". Политический соперник опасен в том случае, если он силен. Когда организация динамично развивается, растет, постоянно заявляет о себе, словом, день ото дня укрепляет свои позиции, то противники начинают применять те или иные формы борьбы с нею. Но питерские "правые" вели себя тихо и робко, как благовоспитанные мышата. О деятельности Союза в последние месяцы почти ничего не известно. Он никак не заявлял о себе, и, соответственно, не рос: по словам членов политсовета, за последние три месяца приема в СПС практически не было.
Причины лежат на поверхности. Те, кто берется за партийное строительство, должны приготовиться к тому, что эта кропотливая неблагодарная работа будет отнимать у них бездну времени. Но Ирина Хакамада появлялась в Питере лишь наездами, а Андрею Лихачеву хватало и "ленэнерговских" проблем. Уходить с головой в партийные заботы они не собирались, но и мысли о том, что партийные массы могут выйти из-под контроля, не допускали... Как выяснилось, зря.
"Членами партий становятся люди активные. Естественно, что им надоело быть массовкой, необходимой лишь для одобрения заранее принятых решений, говорит депутат Государственной Думы Юлий Рыбаков. Прежние руководители, которые смотрели на окружающих с чувством превосходства и при этом ничего не делали, сами организовали свое свержение". Г-н Рыбаков, как известно, долго тянул с регистрацией в Союзе и подал заявление непосредственно перед конференцией. По мнению сторонников "теории заговора", это лучшее подтверждение их правоты, ведь как депутат Государственной Думы Юлий Андреевич сразу же получил мандат делегата и возможность влиять на исход голосования. А отношения Юлия Рыбакова с прежним руководством складывались весьма непросто: известно, что он отказался от предложения войти в состав политсовета, назвав руководящий орган питерского отделения "закрытым акционерным обществом". Впрочем, депутат Думы не входит и в число сторонников Владимира Яковлева: представить его в числе заговорщиков, в угоду губернатору раскалывающих СПС, скажем прямо, затруднительно. "Если бы я знал, что конференция завершится скандалом, то трижды подумал бы, стоит ли туда идти", усмехается он.
Против вмешательства Москвы выступал и другой депутат Думы, Григорий Томчин, заявивший, что лечить организацию должен "домашний врач". Впрочем, в самом Союзе предполагают, что именно Григорий Алексеевич мог подбить региональных лидеров на бунт. По имеющимся сведениям, федеральные органы Союза тщательно изучают такую возможность, но стараются ее не комментировать. Ибо в этом случае решение о приостановке деятельности питерской организации приобретет совершенно иное звучание.
В самом деле, никаких доказательств того, что кто-то пытается расколоть СПС, нет. Скорее всего, речь идет об амбициях одного из региональных лидеров (не важно, Томчина или Сергеева) плюс о недовольстве "партийных масс" деятельностью прежнего руководства. Но федеральные органы Союза предпочли поверить в самое худшее. Ведь в противном случае пришлось бы публично признать, что Лихачев, Хакамада и иже сними не справились со своими обязанностями, и фактически поставить крест на их дальнейшей политической карьере. Кроме того, питерские "строптивцы" могли бы подать пример представителям других регионов... В общем, бунт подавили в зародыше, и теперь урегулировать ситуацию должен специальный организационный комитет, куда вошли и бывшие члены политсовета, и нынешние, и просто уважаемые люди... Что подразумевает "центр" под словом "урегулировать", достаточно ясно. Неясно другое: как отразится вся эта операция на численности питерского (и не только питерского) Союза.
По сути, партийным "низам" дали понять, что они не имеют права на собственное мнение, и что любое "несанкционированное" решение может стать поводом для генеральной чистки. А тем, кто "чиститься" не желает, следует вести себя организованно и голосовать как велено. Возможно, кому-то новые правила игры даже понравятся. А кто-то вспомнит, что у нас уже была партия со столь же жесткой внутренней дисциплиной - КПСС называлась.

Виктория РАБОТНОВА