Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«Вот стойте и молитесь: Николай Угодник, по-мо-ги!»

26 июля 2017 09:06 / Общество

– В помаде прикладываться нельзя! Подходим, стираем. Девушка, снимите помаду. У меня есть влажные салфетки, кому нужны? Никакой помады, уважаемые паломники. Так – кто мамочка этого мальчика? Когда пройдете к храму – бейсболку снять! – милая пожилая и очень разговорчивая волонтер от православной церкви руководит хвостом очереди к мощам святого Николая Чудотворца.

Осталось всего три дня, что мощи будут выставлены в Петербурге, и народ потянулся к ним с особой силой. Хвост очереди еще не представляет, что их ждет впереди, люди расслаблены, идут медленно.

– Так, паломники, утрамбовываемся, ближе, ближе друг к другу, – командует волонтер. – Чтобы сзади могли подходить люди.

Метров за 50 до входа в храм люди уже бегут, когда полицейские открывают следующий шлюз (чтобы избежать давки, поток делится на так называемые шлюзы. Каждые 15 минут группы по 250 человек двигаются от одного шлюза к другому. На этих отрезках как раз можно и немного размяться.прим. Ред.).


25 июля в 13.00 очередь растянулась от лавры до Кременчугской улицы почти на полтора километра: вдоль Чернорецкого переулка, Тележной, улицы профессора Ивашенцова, мимо входа в больницу им. Боткина, по Миргородской улице. Пешком это расстояние преодолевается за 15 минут, если идти не спеша.


– Я надеялась на дождь и грозу, думала, это отпугнет людей и очередь будет поменьше, – сетует 20-летняя Александра. – Но солнце светит вовсю, и очередь еще больше, чем вчера.

Отчасти чтобы люди не выходили с тротуара на проезжую часть, чтобы не могли пролезть без очереди, по всему маршруту стоят ограждения. Вдоль них волонтеры, в мегафон уговаривающие паломников уйти с проезжей части: «Берегите свое здоровье и здоровье других людей. Кареты скорой помощи, сотрудники ОМОНа, солдаты-срочники. Последние регулируют очередь, деля ее на небольшие отрезки на перекрестках и там, где автомобили заезжают во дворы. Самые опытные паломники захватили с собой складные стульчики.

Корреспондент «Новой» насчитал вдоль очереди шесть мини-пекарен. В каждую из них тоже надо отстоять очередь, чтобы купить булочку или пирожок, кое-где продают мороженое.

– Лучше бы супчики горячие продавали, – сетует полная женщина, покупающая для своей компании шесть шоколадных мороженых.

– Вчера женщина зашла в очередь в третьем часу, а домой пришла в девятом часу, – разговоры с волонтером немного разбавляют монотонность движения.

– Ничего, не унывайте – вспомните, кто стоял к поясу Святой Богородицы, когда привозили. Я стояла 14 часов. И прекрасно. Главное – молитвенное состояние. Вот стойте и молитесь: Николай Угодник, по-мо-ги! – учит она верующих.

– Скорые пригнали на случай, если кому-то плохо станет. А мне так уже плохо, – пытается шутить женщина с седыми волосами, пришедшая с другом.

– А я вот впопыхах приехала – забыла платок, там внутри дают что-нибудь? – спрашивает шепелявая брюнетка.

– Нет, не дают, но можно купить. 350 рублей – чудесный платок с изображением Николая Чудотворца. Или простой без рисунка, он дешевле.

– Эх, у меня с собой только 200 рублей, на булочки бы хватило и на жетон обратно.

– Тогда просто накиньте на голову капюшон.

– Мне дочь рассказывала, она в пятницу стояла – гроза, ливень, дождь стеной – а все стоят! – голос соседки слева становится восторженно приглушенным, все прислушиваются. – Никто не уходит, представляете?

Впереди женщина с сыном достают из рюкзака складную треногу – сидят по очереди.

Бабушка поудобнее присаживается на ограждение. Очередь тут же начинает двигаться.

– Ну вот, надо почаще присаживаться, может, быстрее пойдет, – подбадривает себя старушка.

– Охх… но шесть часов, думаю, выстою, – причитает бабушка, отдыхающая на ограждении. – Вот к поясу пресвятой Богородицы я стояла-стояла – не выдержала, ушла. А вот к Ксении Блаженной мы стояли с 15 до 23 вечера…

Девушка в длинной юбке и платке перекрестилась и перепрыгнула через колючие кусты чайной розы, чтобы пролезть в середину очереди. Замечаний ей никто не сделал. Первые несколько часов люди часто выходят из очереди и заходят обратно – кому-то место занимают родственники. Чем дальше, тем строже, и чужих уже не пускают.

По словам паломников, конфликтов в очередях не было. Наоборот, люди друг друга поддерживают. Рядом со мной повздорили девушка на высоченных каблуках и мужчина в зеленой футболке: последний умудрился закурить сигарету.

Чем ближе к лавре, тем поток становится плотнее, люди – менее улыбчивыми. Устали. У входа в лавру очередь преодолевает трехчасовой рубеж. Спрашиваю у молодой мамы, у которой в коляске годовалый малыш, а на руках – трехлетний мальчик: «Почему вы не в социальной очереди?» Девушка отвечает, что не хотела бросать свою маму в общей очереди, это важно, чтобы они стояли вместе.

За воротами внутри лавры очередь делает круг по парку и возвращается к храму. Все уже перезнакомились, и поэтому можно выйти из очереди, пройтись по парку. Дети носятся по траве, бабушки на складных стульчиках читают молитвенники, кто-то перекусывает.

– Мы стоим уже пять часов, впереди еще два, это какой-то ужас, – рассказывает кому-то по телефону отошедшая в сторонку покурить женщина.

На выходе из лавры встречаю семью – бабушка Людмила, мама Мария с двухмесячной Серафимой на руках и три девочки постарше – Марфа, Пелагея и Евдокия. Мама с детьми приехала из Сертолово, бабушка – из Тихвина.

– Малышку как ангел крылом накрыл – спала все время, пока в очереди, – рассказывает Мария.

Пелагея делится:

– Когда мы подошли к ковчегу, всего две секунды, но после этого выходишь из храма – и так легко становится.

Бабушка Людмила стояла в очереди отдельно – семь часов:

– Самое главное – не то, что у мощей происходит, а то, что пока эти семь часов стоишь – готовишься к этому. Молитесь. Бог все слышит. Когда вы просите – не надо говорить «я хочу», надо говорить «я хочу как ты можешь, яко ты можешь».

Кому-то секунды у мощей недостаточно. Ирина уже три раза стояла в очереди:

– В первый – ко мне приехала подружка из Архангельска. Потом с дочкой стояла два часа. А потом, с внуком, уже 3 часа и 10 минут стояла.


У перехода к метро «Площадь Александра Невского» нищие просят милостыню, у них идет вторая урожайная неделя.


В ожидании зеленого светофора женщина с дочкой издалека разглядывают очередь в лавру:

– Вот людям делать нечего… Пять часов своей жизни! Куда? Зачем? Работать надо, дочка… тогда и милостыню просить не придется.

  • 13 июля мощи доставили из Москвы и выставили для поклонения в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры до 28 июля.
  • За 12 дней пребывания мощей Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге поклониться святыне пришли более 340 тысяч паломников.
  • Каждый час к мощам прикладываются около 3600 человек.
  • Очередей – две. Социальная, в которую пускают инвалидов, беременных женщин и женщин с детьми до двух лет без сопровождения остальных членов семей, и обычная.
  • Организованные группы паломников едут со всей России и из стран ближнего зарубежья. 
  • Телефоны горячей линии в оперативном штабе не умолкают ни на секунду. На сайте можно узнать примерное время ожидания, где начинается очередь и когда начнет действовать ограничение.