2400 часов с печатным словом

22 января 2004 10:00

Из всех подразделений новой петербургской администрации одним из самых революционно настроенных оказался, пожалуй, Комитет по печати. И не только потому, что смена смольнинского «рупора» по определению слышнее остальных: рупор он и есть рупор. Руководитель комитета Алла Манилова еще до своего назначения говорила о том, что намерена в корне реформировать сложившуюся в городе порочную систему распространения печатных изданий. (Добавим от себя: сложившуюся, конечно же, при прежней администрации.) Госпожа Манилова, как опытный редактор небезызвестной газеты «Невское время», по ее собственным словам, на себе прочувствовала, что значит давление на прессу (опять же со стороны прежнего городского руководства). А потому она решила порочную систему ломать и строить новую, непорочную. Однако всплыли нюансы.




Острие реформаторских преобразований направлено на систему доставки газет читателю. В самом широком смысле: начиная от подписки и заканчивая торговлей газетами в розницу.
- Необходимо срочно реформировать систему распространения, - говорит Алла Манилова. - Во-первых, в городе чрезвычайно мало торговых точек, где продается пресса. Во-вторых, торговые сети не заинтересованы в распространении общественно-политических изданий, порой требуют денег просто за присутствие издания на прилавке. В-третьих, в торговых точках происходит замещение печатных изданий на некие сопутствующие товары. Наконец, замещение серьезной, так называемой качественной прессы желтой прессой, развлекательными и эротическими газетами, глянцевыми журналами. Получается, что по сути розница работает на снижение тиражей общественно-политических газет. И до читателей они просто не доходят.
Однако до торговцев-монополистов пока не добрались. А вот к монополистам-подписчикам, то есть к почте, уже подбираются. Здесь картина тоже хуже некуда. С одной стороны, почта задирает тарифы на свои услуги по доставке печатных изданий, из-за чего для многих подписка на газеты становится непозволительной роскошью. Другие отказываются от подписки из-за неимоверных перебоев в доставке - кому нужна принесенная сегодня вчерашняя газета? С другой стороны, почта получает от города немалые льготы (главное - освобождена от арендных платежей), так что, по мысли г-жи Маниловой, просто обязана выполнять определенный городской соцзаказ - исправить ситуацию с подпиской. Кое-что сделать удалось. Администрация города уломала Управление федеральной почтовой службы по Санкт-Петербургу и Ленобласти пойти на уступки. Теперь при заключении договора на подписку почта должна будет гарантировать своевременность доставки. Еще разработана адресная программа по организации торговли газетами в почтовых отделениях. А то во всем мире на почте можно спокойно купить газету, а у нас - дудки. Кстати, обсуждается еще городская программа по замене почтовых ящиков на так называемые антивандальные. Но это в неопределенном будущем. Тем более что к почтовому ведомству это не имеет отношения: почтовые ящики в подъездах наших домов - это головная боль жилищных служб.
Почта, по словам Маниловой, попросила представить список социально значимых газет, для которых нужно снижать тарифы и организовывать торговлю в почтовых отделениях. Отсюда и весь сыр-бор. Почтовое ведомство якобы было готово обсуждать вопрос лишь о 4 - 5 наименованиях. Алла Манилова же предлагает список из 16 наименований - куда входят основные городские газеты и те федеральные издания, которые имеют свои питерские страницы (так что в число «рекомендованных» вошла и «НГ»). А в журналистском сообществе эта новость вызвала переполох: опять, мол, цензура, самые равные среди равных...
- Нет, - говорит Алла Манилова, - я вообще считаю, что надо поддерживать не издания, а читателей, бюджетников, пенсионеров, которые не могут подписаться на газеты и купить их в розницу.
Словом, Алла Юрьевна предлагает обсуждать снижение почтовых тарифов только с теми изданиями, которые сами готовы пойти на уступки, также снизив подписную цену читателям из социально незащищенных слоев. Да и по поводу списка из шестнадцати ведущих газет успокаивает: мол, список может расширяться, тут все зависит от инициативы самих изданий и их договоренностей с почтой...
Мы обратились на почту. Оказалось, что их видение проблемы не во всем совпадает с видением руководителя смольнинского печатного ведомства.
Руководство Федерального государственного унитарного предприятия «Управление федеральной почтовой связи (ФГУП УФПС) Санкт-Петербурга и Ленинградской области» утверждает, что никакого рекомендованного властями списка прессы, «наиболее желательной для распространения», нет и быть не может.
- Сегодня мы готовы сотрудничать с любыми из около двух тысяч газет и журналов, зарегистрированных в северной столице, - говорит Матвей Пергамент, технический директор УФПС. - Единственный критерий здесь - взаимовыгодные условия. Если издание нормально идет, значит, будем с ним работать.
А начальник Центра непрофильных услуг УФПС Олег Маликин подчеркивает, что, хотя форма типового договора до сих пор не утверждена, никто не мешает использовать договор того образца, который предложит само СМИ, - и при внесении необходимых корректировок заключить его уже сейчас.
По словам Матвея Пергамента, программа, принятая совместно правительством города и УФПС, внедряется вовсю. С 1 января 2004 года в городе уже работают 32 пункта реализации печатной периодики при районных отделениях связи. А с 1 апреля будет открыто до 150 пунктов. Другой вопрос - что продают? Как выяснилось, пока только «Невское время»... Правда, по словам Олега Маликина, никакой идеологической подоплеки тут нет: просто технология взаимодействия еще не отлажена, «НВ» же якобы согласилась дать почтовикам «экспериментировать на себе». Вот, мол, так и вышло...

Николай ДОНСКОВ, Валерия СТРЕЛЬНИКОВА