Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Как кубанская полиция петербургских феминисток встречала

17 августа 2017 10:40 / Общество

Активистки петербургской фем-организации «Ребра Евы» решили организовать всероссийский выездной лагерь на побережье Черного моря. Вместо этого их ожидала встреча с казаками и турне по отделам полиции Краснодарского края.

«Ну что б**ди видили вас на вокзале ваши фотки у нас есть мы вас феменистских мразей все равно найдем с не уважением козаки кубани» – такими СМС встретила гостеприимная Кубань участников фемлагеря на Черном море. Несмотря на безобидный характер выезда, угрозы физического и сексуального насилия с применением арматуры начали поступать девушкам еще накануне.

Уже несколько лет петербургская феминистская организация «Ребра Евы» проводит фемшколу в Ленобласти. По словам активистки Леды Гариной, ежегодно там собирается около ста человек. Участницы и участники (а на фемшколу приезжают как девушки, так и юноши) проводят лекции, мастер-классы, смотрят кино, занимаются йогой, обсуждают волнующие их темы и наслаждаются отдыхом на природе.

Организацией черноморского выезда занималась как раз Леда Гарина. Она рассказала «Новой», что единомышленницы из других регионов не раз сетовали, что не могут приехать, и предлагали встретиться в южных широтах. «В этом году мы снова провели фемшколу в Ленобласти и почувствовали в себе какие-то эмоциональные силы еще поехать на Черное море», – говорит Гарина. В середине августа на побережье приехали 15 участников, треть из них – из северной столицы.

Оскорбительные сообщения и угрозы вынудили участниц отказаться от кемпинга в пользу базы отдыха. Однако уже в шесть утра следующего дня к ним пожаловали люди в штатском, представились полицейскими и попросили проследовать в отделение: им поступило сообщение о том, что группа молодых женщин где-то неподалеку нарушает общественный порядок. Заспанные девушки с незнакомцами ехать отказались. Тогда к базе прибыли две полицейские машины, которые забрали борцов за женские права. В течение следующих четырех часов стражи порядка проводили длительные опросы и тщательный осмотр личных вещей (несколько рюкзаков на каждую участницу, уточняет Гарина).

Феминистки вызывали у кубанских стражей порядка неподдельный интерес. Служителей закона интересовало, где познакомились участницы лагеря, почему они все разного возраста, в каких движениях, группах ВКонтакте они состоят и где, в конце концов, их мужья. Девушкам удалось отказаться от дактилоскопии и фотографирования – никаких обвинений им так и не предъявили. «Дальше нас попросили подписать бумагу об экстремизме, которую мы не подписали, так как не имеем отношения к экстремистским организациям», – написала Гарина в фейсбуке.

В разговоре с «Новой» феминистки предположили, что их выследили. «Мы думаем, что на нас изначально была ориентировка. Многие активистки успели засветиться в своих региональных правозащитных движениях. Они точно знали, как мы выглядим, и еще мы слышали эхо, когда общались друг с другом по мобильному», – рассказала Гарина. И полицейские, и люди, одетые как казаки, обладали информацией, которой участницы лагеря делились только по электронной почте и в телефонных разговорах.

Фото: vk.com/rebra_evi

Девушки на разных машинах вернулись в заповедник, но через 15 минут у входа появились люди в казачьей форме, снова вместе с правоохранителями, и потребовали предъявить документы. Активистки обратились к стражам порядка за помощью, тогда часть из них снова повезли в отдел – на этот раз давать объяснения по поводу их претензий к ряженым мужчинам.

«Через некоторое время на стоянку приехали сотрудники уголовного розыска, забрали паспорта у всех приехавших и сказали, что обвинений на нас нет, но мы должны проследовать со всеми вещами в отделение, иначе нас доставят силой», – пишет Гарина. Так девушек группами доставили в отделение «Дивноморское». Там все началось сначала: опросы, изучение групп в соцсетях, незаконное фотографирование, угрозы, оскорбления.

Петербурженка Ася рассказывает, что она не давала полицейским себя фотографировать, тогда они разозлились и начали угрожать. «Начальник отделения говорил, что где бы мы ни остановились – за нами приедут и обвинят в терроризме, а у меня отнимут ребенка», – рассказала Леда в фейсбуке. Ее восьмилетняя дочь Алена приехала на море вместе с мамой, но все это время провела с ней в полиции. И если Леда уверена, что ребенка могут отобрать только органы опеки и суд, то девочку слова взрослого дяди в форме испугали.


Феминистки рассказывают, что весь день им пришлось слушать оскорбления от сотрудников МВД. Критиковали не только гражданскую позицию, проехались и по внешности, и по семейному положению.


«Всю дорогу в отдел мы слушали разговоры вроде «как же не повезло вашим мужьям и вообще всем мужчинам, которые с вами общаются, глупостями занимаетесь, приезжаете в ненужное место» и все в таком духе, – рассказала Ася. – Потом полицейский вообще сказал, что если бы мы приехали, пили алкоголь и вступали в интимные отношения с мужчинами, то было бы лучше. Ну и никакого домашнего насилия, конечно, по их мнению, не существует». Узнав о том, что женщины в своей жизни сталкивались с уличными нападениями, служитель закона спросил: «Ну и чем вы их спровоцировали?»

«Следователь отказывался отвечать на любые вопросы, угрожал и хамил. Подполковник спросил, являются ли девушки участницами АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ и ФЕТИШИСТСКИХ организаций, показав глубокое знание вопроса», – пишет Гарина.

По словам задержанных, они все же предпринимали попытки объяснить преследователям цель своего приезда, но переубедить стражей порядка не удавалось. Активистка Оксана Васякина считает, что полицейские не очень поняли даже суть движения: ««Они плохо понимают, чем мы занимаемся какие взгляды отстаиваем. Ну какую они видят опасность в 15 женщинах, приехавших на отдых, трое из которых аутистки и одна – 8-летний ребенок?»» В итоге все остались при своих. «Насилия в адрес женщин в Краснодарском крае не существует, заявления об угрозах жизни и здоровью у нас не примут, а казаки приедут нас избивать обязательно» – так, по словам Гариной, закончился разговор.

Фото: vk.com/rebra_evi

Поздним вечером девушек отпустили, заставив подписать бумагу о том, что они не планируют устраивать митинги. Они отказались рассказывать «Новой» о своих планах и нынешнем местоположении из страха за собственную безопасность.

Адвокат и правозащитница Мари Давтян считает, что единственной целью этого преследования было запугать общественниц и вынудить их покинуть регион: «Мы видим, что полиция вместо того, чтобы защищать права девушек и охранять правопорядок, пошла на поводу у каких-то непонятных организаций, которые пытались выгнать феминисток из региона. Сотрудники МВД должны были отреагировать на угрозы изнасилования, которые поступали от казаков, а не запугивать девчонок с ребенком». Давтян также уверена, что если за участницами лагеря действительно незаконно следили, то по факту должна быть проведена проверка. «Получается, что в регионе есть какие-то структуры, которые занимаются преследованием и запугиванием общественников, – говорит адвокат. – То же самое произошло год назад с волонтерами Гринпис, на которых просто напали».

Тем не менее Леда Гарина считает, что мероприятие удалось. «Целью выезда было получение совместного опыта с людьми из разных регионов. И мы приобрели его в лучшем формате – формате борьбы. Это нас очень сплотило. И помимо прочего, мы узнали о том, что ведомства, которые обязаны защищать граждан, и те, кто угрожает женщинам изнасилованиями, – по сути одни и те же люди».