Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

О компромиссе цифр и смысла

6 декабря 2017 00:48 / Культура

Союз музеев России требует обновления государственной культурной политики.

Музейщики не хотят, чтобы их приравнивали к сфере услуг и успехи оценивали только заработанными деньгами. Свою позицию они выразили в открытом письме, в котором говорится о недопустимости сведения музейной деятельности к оказанию услуг по организации отдыха и развлечений:

«Результаты музейной деятельности не могут измеряться в рублях и миллионах посетителей. «Нормирование труда» по изучению музейных коллекций, реставрации экспонатов, по работе с людьми, пришедшими в музей, «нормативы» посещаемости, приобретение уникального оборудования на торгах по принципу «бери что дешевле», десятки отчетных форм – все это сегодняшняя действительность, создающая бесконечное количество трудностей для музейной деятельности, извращающая ее суть.

Считать, что музеи (равно как и театры, библиотеки или филармонии) созданы для «обеспечения исполнения функций Министерства культуры», как это сегодня следует из действующего законодательства, не просто абсурдно, но опасно для общества.

Любой музей – независимо от предмета коллекционирования и изучения, от размера и места расположения – создается для сохранения исторической памяти народа, для сохранения и трансляции народообразующей системы ценностей.

Задача органов власти – создать необходимые условия для осуществления музеями своей общественной миссии, четко осознавая, что это именно они созданы для обеспечения деятельности музеев, а не наоборот».

Музейщики требуют исключить из проекта закона «О государственном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере», исключить учреждения культуры, потому что они к этой сфере не относятся, а соответственно, и услуг таких не оказывают.

К сожалению, большинство директоров петербургских музеев, к которым обратилась «Новая», не рискнули комментировать обращение коллег. Кто сослался на неоднозначность проблемы, кто на то, что лучше это пока не обсуждать. Откликнулись только трое.

Наталья Ашимбаева, директор Музея-квартиры Ф. М. Достоевского:

– Посещаемость музея – один из критериев оценки его работы: если люди не приходят – значит, им скучно. Но бывают не зависящие от музея обстоятельства, когда поток посетителей может схлынуть.

Есть много показателей успешности музеев: рейтинги, интернет – отклики посетителей, обсуждение выставок, просмотры этих дискуссий.

Директивы музеям, я думаю, не нужны. А нужно понимание и доверие. Ведь их руководители и сотрудники – люди, которые, как правило, очень любят свою работу. Но зачастую отношение к нам такое, будто мы только и стремимся выгадать что-то для себя.

Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме:

– У каждого музея есть миссия. Она меняется, вместе с обществом и временем. Последняя редакция миссии нашего музея – про то, как сопрягать с жизнью нынешних поколений историю культуры и общества, связанную с поэтическим миром Ахматовой. Мы хотим помочь молодым понять себя, защитить их от крайностей, чтобы им было интересно жить. Такова задача нашего литературного музея.

Что до посещаемости, то в 2016 году к нам в музей пришли 52 тысячи человек, больше и быть не может: семь комнат мемориальной квартиры и выставочный зал, придет сто тысяч – музей разрушится. Хорошо, что благодаря Шереметевскому саду наша аудитория становится больше. Так что доходы, в принципе, растут.

Но чтобы оценить работу музея, нужен смысловой анализ того, что он предлагает, во имя чего, и удается ли это сделать. В нашей стране все строится на компромиссе, поэтому и тут должен быть компромисс цифр и смысла.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:

– С числом посетителей – у разных музеев дела обстоят по-разному. Есть музеи, у которых уже предел по посещаемости, а есть те, которым надо стараться, чтобы к ним больше народа приходило.

Музеям надо самим думать, по каким параметрам оценивать работу. Попытка подстричь всех под одну гребенку приводит к тому, что рейтинг, который запускает Минкульт, – это оценка услуг, предоставляемых учреждением, и там вопросы, про которые обычно пишут жалобщики, типа «улыбаются ли вам на входе». По отдельности звучит нормально, но вместе получается, что рейтинг замыкают не только Эрмитаж и Царское Село, но и Третьяковка, Русский музей, Музей имени Пушкина.

***

До депутатов Думы, которые дорабатывали законопроект Минфина, дошло заявление Союза музеев. «Нам удалось вывести такую чувствительную сферу, как культура, из-под сквозных критериев оценки. (…) Культура не будет приравниваться к социальной сфере», – сказал Петр Толстой. Вместо пяти критериев оценки работы учреждений культуры остались два: это доступность информации об учреждении и доступность для инвалидов.