Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Соединяет берега седой паромщик

5 февраля 2004 10:00

Его ждали десять лет... Аналогичный рейс связывал две столицы - финскую и российскую северную - в первой половине 90-х. Сначала все шло неплохо, но переправа вопреки ожиданиям оказалась убыточной, и вскоре проект прикрыли. Долго никто не решался повторить эксперимент. И вот, наконец, отважились. Жаль, не наши земляки. Но и не скандинавы, а «третья сторона» - эстонцы. Первого апреля 2004 года грузопассажирский паром «Фантазия», принадлежащий «Таллинк групп», выйдет из Хельсинки, сделает короткую остановку в Таллине, на следующее утро пришвартуется в Петербургском порту, а вечером отправится назад в Суоми. И так - через день.




Планы у коммерсантов грандиозные. Потенциальный рынок перевозок Питер - Финляндия составляет полтора миллиона пассажиров в год, и четверть этого пирога собираются съесть прибалты. «В июне к «Фантазии» присоединится «Мелодия», и сообщение станет ежедневным», - пообещал, презентуя новый маршрут на Морском вокзале Северной Венеции, глава правления «Таллинк групп» Энн Пант.
В необходимости регулярных паромных линий между городом на Неве и ближайшими зарубежными портами сегодня уже никто не сомневается. «Чтобы привлечь к нам гостей, паромы во как нужны!» - дружно говорят туроператоры, делая характерный жест у горла. И то правда: технические возможности местного аэропорта ограничены; автобусами и собственными машинами иностранцы сюда не очень любят ездить: хайвеи у нас - без комментариев, придорожная инфраструктура не развита... То ли дело - морем: всё, как привыкли европейцы (комфорт, сервис), и относительно недорого. Последнее же время водные вояжи на российский Северо-Запад стали особенно актуальны.
- Во-первых, морские круизы сейчас в моде, - рассказал «Новой газете» вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. - Добавьте еще, что у «среднего» человека резко возросла боязнь самолетов. Кроме того, Балтийский регион считается нынче самым безопасным в мире по целому ряду показателей и переживает туристический бум.
Короче, надо ловить момент. Хотели было приурочить открытие парочки круизных туров к 300-летию Петербурга, но не успели. Дело-то рискованное. По информации генерального директора ЗАО «Морской вокзал» Владимира Малика, сегодня всего две пристани в порту приспособлены для приема паромов, а пассажирские суда длиннее 200 метров и вовсе вынуждены пользоваться грузовыми причалами. «А самое узкое место - это подходы к порту», - объясняет г-н Малик. По его версии, ситуацию спасет только прокладка нового достаточно широкого и глубокого канала от Кронштадта до Васильевского острова. Разговоры об этом идут давно, но разговорами и остаются, а пока северная столица принимает всего около 200 тысяч морских пассажиров в год.
Впрочем, проблема не только в реконструкции порта. До сих пор не решен визовый вопрос. Несмотря на то, что по российскому законодательству пребывание «круизного» туриста на территории нашей страны в течение 72 часов визы не требует, МИД полагает иначе. Хорошо хоть недавно удалось получить некоторые послабления: «штампики» гостям, которые хотят прокатиться из Скандинавии до Питера и обратно на круизном лайнере, оформляют в упрощенном порядке и по сниженному тарифу. Окончательно разобраться с этим «недоразумением» специалисты турбизнеса надеются в мае, и тогда...
Хлынет ли поток вояжеров из-за границы на берега Невы? Действительно ли потекут денежки в городскую казну? Или речь идет об умело спланированной рекламной акции?..
Мнения разные. Тот же Сергей Корнеев, например, называет событие «прорывом». «Кажется, мы возвращаем себе море, которое потеряли», - говорит он. Другие эксперты настроены более критично. Так или иначе, «Фантазия» вмещает 1700 пассажиров и 300 легковых автомобилей, но если первое время на борту будет по 400 - 500 человек, уже эту цифру в «Таллинк групп» считают мерилом успеха. Ставку делают на грамотный пиар и мощный промоушн. На прибыль компания намерена выйти в 2006 году. Руководители же местного порта подчеркивают, что этот проект не имел перспектив - если бы не беспрецедентная скидка на швартовку в нашем городе, которую сделали эстонским перевозчикам. И всё ради имиджа Северной Пальмиры.
Если же все-таки «паром надежды» не оправдает себя, потери «Таллинк групп», по их собственной оценке, могут исчисляться сотнями миллионов у. е.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото ИНТЕРПРЕСС

Справка «Новой»
«Фантазия» - 136-метровый 8-палубный корабль ледового класса, построенный 25 лет назад и обновленный 5 лет назад. Самый дешевый билет в оба конца (в четырехместной каюте без окна) стоит 40 евро, самый дорогой (в одноместном люксе) - 520 евро. Это по будням, а в уикенд и в высокий туристический сезон (летом) путешествие обойдется дороже. Круизная виза, страховка, экскурсии оплачиваются отдельно.