Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Я кричала, что мужа убили, но диспетчер бросила трубку!

5 февраля 2018 10:23 / Общество

«Мама, а папа жив?» – спросил 10-летний Георгий, когда Елена пыталась привести в чувства лежащего без сознания мужа. «Да, дорогой», – мама попыталась взять себя в руки, хотя минутой раньше кричала в трубку подруге: «Скорее спускайтесь вниз, Борю убили».

«Видишь, он дышит», – сказала она сыну. Из груди Бориса раздавался хрип, из носа и рта текла кровь. Когда он закашлял, Лена зарыдала. Они были совершенно одни на пустой Заречной улице в Сертолове. Мимо лежащего на обочине мужчины и склонившейся над ним женщины безучастно проезжали машины.

Десятью минутами раньше Борис, Елена и маленький Георгий вышли из гостей к такси, которое подъехало к дому № 10, чтобы отвезти семью домой, на Светлановский проспект. Днем 27 января они ходили на концерт военной песни в честь снятия блокады Ленинграда, вечером с друзьями помянули погибших в войну родных. Когда собрались домой, такси выбрали недорогое. Через десять минут диспетчер такси «Везет» перезвонил Борису: «Светлая Kia Rio ждет вас у подъезда». Семья вышла к машине. Водитель предупредил: «Сзади садитесь». Никто не придал значение этим словам – затолкались втроем, и тут вдруг увидели, что на переднем сиденье кто-то сидит. «Ой, а кто это?» – спросила супруга Елена. Но водитель сначала поехал и только потом ответил: «Это моя жена, она поедет с нами!»

Елена отреагировала на резкий тон моментально: «Надо выходить». Скажи водитель по-другому, может быть, и реакция была бы другой. Но супруги насторожились и попросили водителя остановиться. «Так быть не должно. Посторонних, третьих лиц по технике безопасности в такси не должно быть, это я знаю, – говорит Елена Сергеевна. – Пока мы ехали по двору, повторяли: мы с вами не поедем, остановите. В итоге он остановился».

По словам пассажиров, они не ругались, и водитель тоже вел себя сдержанно. Тем более странно то, что произошло потом. Борис вышел, высадил сына, обошел машину и помог выйти жене. Затем подошел к окошку водителя: «Мы вызовем другое такси». Водитель ответил: «Платите за заказ». Борис отказался: они проехали всего один дом. Водитель выскочил из машины, схватил Бориса за грудки и ударил в лицо. Борис не ожидал этого и потерял равновесие, но водитель ловко схватил его и словно игрушку перебросил через себя, приготовившись для следующего удара. Но он не понадобился – Борис потерял сознание, ударившись со всей силы лицом об обледеневший асфальт. Изо рта и носа запузырилась кровь, из груди послышались хрипы.

Дальше Борис не помнит, а Елена вспоминает с трудом.


Через минуту, побив еще бесчувственное тело ногами, водитель уехал, оставив семью на обочине.


Елена позвонила друзьям, которые через пять минут были на месте и вызвали скорую. «Я не попадала в кнопки телефона, руки тряслись», – говорит Елена. Бориса отвезли в Мариинскую больницу, где он находится уже неделю. Врачи диагностировали множественные переломы лицевых костей, ушиб и сотрясение головного мозга, травму глаза, многочисленные гематомы и отеки. Будет ли правый глаз видеть или понадобится операция, станет понятно через неделю. «Травмы относятся к тяжелым телесным повреждениям», – написал в заключении врач.

В пять утра той жуткой ночи Елене Сергеевне пришлось снова вызывать такси – чтобы доехать с ребенком домой. Звонили уже в другую компанию. Дома мальчик расплакался, но Елена успокоила: «С папой все будет в порядке».

В такси «Везет» отменили заказ

Через семь минут после того как водитель уехал, Борису позвонили из такси «Везет» поинтересоваться, почему был отменен заказ. Елена закричала в трубку, что водитель убил ее мужа. Но диспетчер бросила трубку.

Пока ехала скорая, Елена несколько раз звонила по телефонам такси, чтобы выяснить, какая машина за ними приезжала, чтобы задержать водителя. Ей отказались отвечать, сославшись на то, что эту информацию разглашать нельзя по инструкции. Как выяснилось позже, водитель, избивший Бориса, в тот же вечер поехал в полицию и написал заявление о конфликте между ним и пьяным пассажиром, отказавшимся от рейса. По словам друзей Бориса, видевших это заявление, там сказано, что семья алкоголиков обзывала и оскорбляла его и жену, пассажир ударил его. После этого водитель их высадил и уехал. Позже в полицию поступила телефонограмма от скорой, которая госпитализировала Бориса. Полицейские не приехали к Борису ни на следующий день, в воскресенье, ни в понедельник. Во вторник друзья семьи сами отправились на место преступления, чтобы найти камеры видеонаблюдения.

Виктор Евдокимов знает Бориса 25 лет и характеризует его как очень вежливого коренного петербуржца: «Он в жизни не дрался, и в школе, с высшим образованием, разговаривает со всеми на «вы». Интеллигентный до самой задницы».

Виктор поехал на место побоища, нашел камеры видеонаблюдения – через дорогу, на продуктовом магазине. «Меня пустили посмотреть видео, – говорит он. – Камера как раз была направлена на обочину. Хорошо видно, как машина останавливается, из нее выходит мужчина, выводит ребенка, потом жену, потом подходит к водительскому окошку, а дальше водитель нападает на пассажира». Охранник магазина предупредил, что видеозаписи хранятся четыре дня и на следующий день их сотрут, поэтому Виктор на всякий случай записал увиденное на телефон и поехал в полицию.

Участкового, который занимается этим делом, не было на месте. «Мне сказали: его нет и не будет, – продолжает Виктор. – Я говорю: но завтра записи сотрутся. Через час нам дали другого участкового и опера. Мы с ними съездили, сняли эту видеозапись, причем на мою флэшку, а потом уже они в отделении скачали видео себе». Если бы не расторопность Виктора, видео нападения исчезло бы.

Молчание полиции

Но на ход дела это не сильно повлияло. К Борису так никто и не приходил. «Мне объяснили, что они обязаны прийти в течение десяти суток со дня происшествия и что делу дадут ход после получения выписки о моей истории болезни», – рассказывает пострадавший.

Время шло. Лишь на шестой день после того, как «Новая» направила в полицию официальный запрос о происшествии в Сертолове, в палату к Борису пришел следователь, опросил потерпевшего и принял у него заявление о совершении преступления.

В тот же день глава пресс-службы ГУ МВД Вячеслав Степченко сообщил «Новой»: «28 января в полицию Всеволожского района обратился водитель такси 1985 года рождения с заявлением о конфликте, который произошел на Заречной улице, куда он приехал за клиентом. Данное заявление было зарегистрировано, по нему идет процессуальная проверка. Чуть позже поступило заявление из медицинских учреждений, куда за медпомощью обратился клиент, пассажир такси. Эти сообщения приобщены к материалам проверки. Сотрудники полиции устанавливают обстоятельства и причины данного конфликта. По результатам проверки будет принято процессуальное решение».

«Мельница»

Так как полиция не проявляет к делу большого интереса, друзья Бориса самостоятельно пытаются понять, что произошло. Жена Елена попросила не называть их фамилии, потому что опасается, что водитель их найдет: «Тот человек явно агрессивный, может, неуравновешенный, может, он не единожды судим. У меня всякие мысли, мало ли что».

«Я не понимаю, какой смысл водителю был идти в полицию: у него увечий нет, он не пострадал, его не ограбили, ущерб автомобилю не нанесли – ничего. Нелогично, – рассуждает Елена. – У меня есть версия. Когда мы отказались ехать, он разозлился, причем из-за жены. Может, взыграло желание защитить свою женщину, но никто ее не обижал. Может, он хотел просто проучить Борю. Но я вам скажу: никогда не садитесь в машину, где двое людей. Кто его знает, какие намерения у людей».


Виктор Евдокимов смотрел видео со знающими людьми, и те сказали, что прием, который применил таксист, в вольной борьбе называется «мельница».


«Мы вчера еще другую камеру посмотрели, с жилого дома, она снимает с другой стороны. На записи видно, что таксист открывал свою дверь сам. Боря наклонился и пошел – потом развернулся, опять наклонился. В этот момент таксист вышел, схватил его рукой за грудь и ударил со всей дури в глаз, и в эту же секунду он сделал такой бросок, как «мельница». И я так понимаю, Боре основной удар пришелся об асфальт лицом. Водитель почти на голову выше».

Полицейские, с которыми Виктор познакомился, пока ездил переписывать видео с камер магазина, показали ему заявление таксиста. Тот утверждает, что с ним в машине находилась его жена. Ее присутствие в такси он объясняет тем, что ей было страшно одной на седьмом месяце беременности.

Дурно пахнет

На запрос «Новой газеты», равно как и на звонки, в пресс-службе такси «Везет» не ответили. Диспетчер ответила, что ничего про эту историю не знает и комментировать не может.

Год назад «Новая» писала о том, как в декабре 2016-го водитель службы такси «Везет» доставил 77-летнего Льва Гридюшко из-за «навигационной ошибки» не по адресу и высадил в незнакомом месте. Его дочь Наталья пыталась найти отца, которого сама посадила в такси и отправила домой, в пригород. Она требовала телефон водителя, чтобы узнать, где находится отец, но ей отказались его давать, сославшись на инструкцию. Мужчина умер в нескольких метрах от места, где его высадили, от сердечного приступа.

Водитель мог бы сообщить о месте нахождения пассажира, и трагедии бы не случилось. Но инструкция превыше всего. Данные о водителе удалось получить лишь на следующий день после запроса полиции, но было уже поздно.

В ноябре прошлого года Следственный комитет Ленобласти прекратил уголовное дело об оказании небезопасных услуг службой «Везет» 77-летнему Льву Гридюшко. Следствие признало правомерным отказ диспетчеров в телефонной связи с водителем, но увидело халатность сотрудников МВД, которые ночью не отправили факс в контору, работающую с 9 до 18.

Тот самый водитель, Сергей Прахов, сообщил корреспонденту «Новой», что его никуда не вызывали и он даже не знает, чем все закончилось: «В такси я больше не работаю».

Александр Костиков, руководитель отдела коммуникаций группы «Везет»:

Пассажир утверждает что его избили, водитель настаивает что пассажир был в нетрезвом состоянии и напал на него, и в любом случае такие ситуации должен разбирать следователь, полиция, так как именно они могут установить истину.

Кто бы ни начал драку, мы искренне сочувствуем пострадавшему и желаем скорейшего выздоровления и что бы ни являлось первопричиной конфликта, подобная агрессия со стороны водителя недопустима.

Все данные обо всех поездках и осуществлявших их водителях сохраняются в системе. Данная перевозка осуществлялась водителем таксопарка ООО «Таксофф», имеющего все необходимые разрешительные документы. Естественно, при поступлении такой жалобы мы сразу блокируем данного водителя до выяснения обстоятельств, а также связываемся с таксопарком, в котором он работает.

У нас в системе он заблокирован. Решение об увольнении должен принимать таксопарк, в котором он работает (ООО «Таксофф»), кроме того если выяснится его виновность (это выясняет полиция), он понесет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Нет такого понятия как «Водители такси «Везет», есть водители партнерских таксопарков, получающие заказы через информационный сервис заказа такси «Везет».

По правилам сервиса, водитель таксопарка, желающий получать заказы, не может везти в салоне кого-либо еще (либо должен согласовать это с пассажиром).

Если абонент вызывает автомобиль при помощи сервиса заказа такси «Везет», он может отменить данный заказ. Желательно сообщить в службу поддержки о нарушении данным водителем правил приема заказов.

Чья ответственность

«Тут надо возбуждать уголовное дело в отношении водителя и предавать огласке эту ситуацию. Такси «Везет» должно понести гражданскую ответственность, потому что они оказывают услуги. Они по гражданско-трудовым отношениям делегировали работу водителю, – считает адвокат Александр Голованов. – Также надо писать жалобу о бездействии полиции: преступник, который нанес побои, которые повлекли переломы, до сих пор не задержан и не опрошен».

«Я теперь понял, что лучше переплатить 200 рублей за такси, но быть в безопасности», – говорит Борис. Он хочет привлечь компанию к ответственности и ищет других пострадавших от действий водителей этой службы, чтобы объединить претензии в коллективный иск.