Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Портрет советского художника в юности

15 февраля 2018 17:04 / Культура

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме до 27 февраля открыта выставка Семена Белого (1938–2010).

Для выставки  «Портрет советского художника в юности. Графика 1960-х годов» со всего музея в Большой выставочный зал с его белыми стенами и огромными окнами, в которые глядит снежный Шереметевский сад, собрали комнатные цветы. Это была идея куратора выставки – сына Семена Белого, Петра, который сам давно известный художник. И получилось странное ощущение зимнего сада – помните, в советские годы они были популярны, ими гордились, а потом они засыхали, мало их сохранилось теперь… А здесь все эти кактусы, пальмочки, традесканции перекликаются с пирамидальными тополями и пальмами, зарослями кустов и летней травой на листах Семена Белого. Молодой художник в шестидесятые годы путешествует по СССР времен оттепели. Воздух. Книги. Музыка. Космос. «Социализм с человеческим лицом». Молодые люди, спасенные в войну в эвакуации, выросшие и верящие в это самое «человеческое лицо». Хрущев в 62-м уже кричал на художников, но еще не случилась Прага 68-го…

Семен Белый путешествует по стране с этюдником. Вот он на автопортрете – ему двадцать с небольшим, очки, узкие брючки, интеллигент на фоне Покрова на Нерли и собственного рисунка.

Он создает полные воздуха акварели и гуаши, чтобы потом эти истории перенести в литографии. Кстати, вот он сам снова на другом автопортрете – в знаменитой ленинградской литографской мастерской, той самой, художники которой потрясли зрителей Лондона в шестидесятые, когда впервые чистое, безо всякого «соцреализма» ленинградское искусство оказалось выставлено за границей. Белый был учеником Александра Ведерникова, одного из основателей мастерской, учился графике под его руководством.

Судак. 1966 г.

Впереди у Белого была «Группа восьми», когда художники ЛОСХа объединились, чтобы быть свободными, соц-арт, когда он мог так написать какой-нибудь юбилейный концерт или награждение передовика, что это выглядело смешно и иронично, но не зло, и хотелось бесконечно рассматривать, все понимая про время, которое вокруг остановилось.

Анатолий Заславский – ровесник, друг и соратник Семена Белого по «Группе восьми» – на вернисаже в Музее Ахматовой сказал, что ни одой из представленных здесь «молодых» работ Семена он не видел и благодарен Петру Белому, что он их показал. «В этих листах столько живой свежести, я вообще не ожидал, – сказал Заславский. – Да, это было время оттепели, романтизма, когда хотелось бывать везде. Но «везде» для нас был СССР, больше никуда было не добраться. Правда, СССР был огромным – Сибирь, Закарпатье, Покрова на Нерли – все эти знаковые места, где проявлялся художественный романтизм».


На выставке ленинградского художника нет ни одной «ленинградской» работы, кроме автопортрета в уже упомянутой мастерской. Зато есть Ужгород, Мукачево, Киев, Крым, Азия.


Вот на гуаши и литографии отчаливает от причала среди синей морской воды теплоход «Петродворец». Ровесник художника – в 1938-м построен в Турку, передан СССР после войны по репарации. Трудился в Черноморском морском пароходстве. В судьбе его давно поставлена жирная точка: «разделан в Мурманске», так и написано. А у Семена Белого теплоход «Петродворец» жив-здоров и готовится уйти в синее-синее Черное море с отдыхающими на борту, а в Закарпатье – крутит педали неведомый велосипедист, идут круглые городские часы, живут своей жизнью маленькие городки, а веселые люди в Крыму стоят за вином у ларька «Пейте вино совхоза Коктебель».

17 февраля в рамках выставки ее куратор Петр Белый проведет встречу-лекцию «Оттепель глазами художника». Начало в 15:00, Большой выставочный зал.