Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Динозаврам просто не повезло

25 июня 2018 10:05 / Общество

Петербургские палеонтологи описали новый вид гигантского динозавра – завропода, которому дали красивое имя – Сибиротитан Астросакралис. Об этой удивительной находке и о том, почему палеонтология самая добрая из всех биологических наук, «Новой» рассказал Павел Скучас – специалист по мезозойским позвоночным.

УДАЧА. В Шестаково на берегу речки Кия, это в Кемеровской области, есть огромный обрыв, посреди которого слой плотного песчаника, будто туда влили цемент. В нем и сохранились кости завропода. Когда река подмывает берег, кости начинают выпадать. Сначала по одной-две падали, потом ноги стали сыпаться. На наше счастье во время одной из экспедиций выпало сразу несколько позвонков, включая сросшиеся пять, которые образуют крестец. Еще один остался торчать в стенке обрыва, и мы полезли его выколачивать с альпинистским оборудованием.

БУРЛАКИ. Завроподы вообще крупные. Наш был 10–12 метров длиной и весил около 10 тонн. Только 100-килограммовый крестец был метр длиной. Его нужно было не просто поднять, а, не дай боже, не уронить и не разрушить! Поднимали вчетвером, бережно. Нести на руках невозможно – кругом валуны, ноги переломаешь, а до лагеря метров 500. Что делать? Подогнали резиновую лодку и тащили его как бурлаки. А там уже в прицеп аккуратно уложили.

СОХРАННОСТЬ. Для России наше открытие – сенсация: у нас мало динозавров, мы же не Монголия, Китай или США, где динозавров находят постоянно, потому что у них породы доступны. Сохранность костей была неплохой – их песчаник покрывал, как корка. Но когда мы очищали крестец в лаборатории, кости начали трескаться: одно неверное движение – и кости рассыпались.

Павел Скучас // Фото из личного архива

ЭПОХА. Мир динозавров – это мезозойская эра: они появились 230 миллионов лет назад, а ушли из жизни 66 миллионов лет назад. Почти 165 миллионов лет истории нашей планеты! Хищные динозавры в процессе эволюции освоили полет и стали птицами. Современные синицы, вороны, дятлы, даже курица – это динозавры, просто маленькие. А завроподы – название группы гигантских динозавров. У всех завроподов сходное строение тела: длинная шея и хвост, маленькая голова, большое тело, четыре ноги.

СТИЛЬ ЖИЗНИ. Как жил наш сибиротитан из Шестаково? Его нашли в отложениях древней реки, значит, и жил он на берегу. Питался растительностью – мирный абсолютно. Длина 10–12 метров подразумевает, что он был достаточно крупный, чтобы хищные динозавры на него особо не нападали. Завроподы жили долго – от 30 до 60 лет: это легко узнать, посчитав годовые кольца на кости, как у спиленных деревьев. Перьев у него не было, кожа, возможно, была покрыта чешуей.

ЛЮБОВЬ. Все у них было: и пары, и секс. Чтобы понять, как, надо посмотреть на более примитивные и более продвинутые формы. Сложнее завроподов устроены птицы, примитивнее – крокодилы. У крокодилов и птиц заботятся о потомстве? Стало быть, динозавры тоже заботились. Сложные ритуалы ухаживания у крокодилов есть, у птиц тоже, значит, и у завроподов. Насколько прочная была любовь, сказать сложно.

МОЗГ. У завроподов был интересно устроен череп, немножко смещены ноздри, возможно, они могли издавать звуки, но стопроцентной уверенности нет. А вот с мозгом у динозавров было сложно в том плане, что он совсем крохотный.

Мозговая коробка динозавра помещается в моей руке. Хватало ровно на то, чтобы ухаживать за самками, охранять потомство. Но к рассудочной деятельности он вряд ли был способен.

Изучая черепные коробки динозавров и крокодилов, мы по пропорциям пытаемся понять, какие области мозга были развиты. Скорее всего, немногие хищные динозавры, как птицы, могли что-то придумывать, осознавать. Вы за воронами понаблюдайте. Они двигаются как хищные динозавры, подходят к чему-то, крутят головой, что-то осмысляют – фантастика!

ЗУБЫ. Зубы мы находим чаще всего, они самые твердые. У завроподов зубов было мало – 10–17 на каждой челюсти (у других динозавров – несколько десятков). Ими в основном срывали и заглатывали. А в желудке были камни, которые это все перемалывали. Находили скелеты динозавров, в области желудка которых лежали камни. Так ведь и птицы глотают камни, и крокодилы тоже. Была только одна группа травоядных динозавров, у которых во рту было множество рядов тупых зубов, и они терлись друг о друга как жернова, – утконосые динозавры.

ЯЙЦА. В России всего два места, где находили яйца динозавров: на Чукотке и в двух-трех километрах от места, где мы обнаружили сибиротитана. Яйцо из Шестаково – это начало мелового периода, примерно 120 миллионов лет назад. Мы делали срез со скорлупки – скорее всего это яйцо небольшого хищного динозавра, близкого к птицам, уж очень оно маленькое: 4 см. У завроподов яйца были крупнее – ну как гандбольный мяч. Псевдосенсации типа «найдено яйцо динозавра диаметром 1 метр» – это ерунда! Их путают с геологическими образованиями – например, вокруг песчинки откладывается соль. Они причудливой формы, но ничего общего с яйцом не имеют.

Сибиротитан Астросакралис. Реконструкция внешнего вида // Фото: dinopedia.wikia.com

МЕСТА. Искать динозавров надо в породах мезозойского возраста. Когда геологи делали свои карты, они собирали все окаменелости, и если находили кости динозавров – ехали. Но у нас с выходом породы на поверхность проблемы, все покрыто лесами. Я как-то порылся в отчетах 50–60-х годов, где написано, что нашлись кости динозавров в устье маленькой таежной речки в Забайкалье. Мы до нее сплавились, а русло изменилось! Мы увидели холм, который когда-то был яром, где и находили кости. Но устье реки ушло метров на двести, а холм зарос. Лучшие места для поиска – пустыни, бедленды, как в Америке. В России доступны либо берега рек (когда они подмывают берег, образуются овраги), либо карьеры, где что-либо добывают и врезаются в древние породы.

ПИТЕР. В Петербурге и Ленобласти динозавровой фауны нет, потому что у нас нет пород мезозойского возраста. Но у нас еще более древняя палеонтология – есть места, где сохраняются древние рыбы, возраст которых примерно 380 миллионов лет. Это берега Оредежа, где в скалах красного песчаника можно обнаружить их кости.

ГИБЕЛЬ. Почему говорят, что динозавры вымерли? Они не все вымерли, ведь птицы – это динозавры! Хищные динозавры эволюционировали в птиц, научившись летать, и спаслись. Умение летать – большое преимущество, можно улететь туда, где безопасно. Я сторонник идеи, что динозаврам просто не повезло. Любое крупное вымирание – это совокупность бед. Метеорит упал в Мексиканском заливе – это факт. Вулканы извергались на территории современной Индии – тоже факт. Менялась циркуляция течений в океане. Отступали моря: например, Северная Америка была разделена мелким теплым морем, по берегам его росли фантастические мангровые рощи. Ушло море – все исчезло. Думаю, динозавров доконал не один только метеорит.

Крестец cибиротитана // Фото предоставлено пресс-службой Томского государственного университета

КОНЕЦ. Птицы, как динозавры, продолжают эволюционировать, возникают новые виды и роды птиц. А таких, как завроподы, нет и не будет. Потому что наша земля как многоквартирный дом. Каждая квартира – экологическая ниша. Если она занята, ворваться в нее уже невозможно. Динозавры оставили свои квартиры, их заняли млекопитающие, то есть мы. Есть слоны – такой аналог завроподов, крупных травоядных. Некоторые «квартиры» еще свободны – ниши 30-метровых травоядных так и не заняты. И шансы, что их кто-то займет, минимальны, раз за 66 миллионов лет никто не позарился.

ОБЩЕЕ. Общее между динозавром и человеком есть. Например, у людей и динозавров конечности находятся под телом (значит, они умели быстро бегать), в отличие от ящериц и рептилий, у которых они расходятся в стороны. Поэтому девушке можно сделать комплимент: у тебя ноги стройные, как у динозавра! Но не все поймут.

СМЫСЛ. Палеонтология – очень добрая наука. Если многие биологические науки из живого делают мертвого (как анатомию изучали: поймали живность, вскрыли и посмотрели, как что устроено), то палеонтологи пытаются из мертвого делать живое. Наша основная задача – прорубить окно в прошлое, показать, какой жизнь была тогда. Может, изучение скелета завропода подкинет решение для гениальной конструкции – если это существо весило 80 тонн, было длиной 30 метров и ходило – значит, конструкция была удачной, она работала!

ФИЛЬМ. Выход фильма «Парк юрского периода» – переломный момент для нашей науки. Подогрелся интерес к палеонтологии, она стала во всем мире лучше финансироваться, в нее потекло много народа. В первом фильме у Спилберга были прекрасные консультанты-эксперты, в нем высказывались новаторские идеи, что хищные динозавры – предки птиц. И только потом нашли динозавра с перьями. Это не выдумка, что чешуя превратилась в перья уже на уровне хищных динозавров.

Экспедиция в Якутию // Фото из личного архива Павла Скучаса

ПРОФЕССИЯ. Мне в пять лет отец рассказал про динозавров и летающих ящеров – птерозавров. Дача, которую наша семья снимала с довоенных времен, была в Сиверской. А там песчаники, которым 385 миллионов лет. Когда отец был ребенком, туда приехал палеонтолог, он нашел кости древних рыб, показал моему отцу. Отец вырос – показал мне, мы даже нашли несколько чешуек. И я решил стать палеонтологом. Шиковать в этой профессии сложно, больших денег тут нет, но по крайней мере жить не скучно.

СЧАСТЬЕ. Я помню, как в одну из моих первых экспедиций в Забайкалье научный руководитель дал мне маленькое сито и сказал: найди мезозойских млекопитающих, которые жили с динозаврами.

Был 98-й год, в августе разразился кризис, нам было не улететь домой, пришлось брать билеты на неделю позже. И именно за эту неделю я нашел млекопитающее – одно из древнейших плацентарных. И оно два года было древнейшим из найденных во всем мире. Когда я увидел его зуб в сите – полтора миллиметра – это было счастье.

Сейчас случаются яркие моменты, но это уже не такой щенячий восторг, как тогда, а спокойное удовлетворение.

ДЕФОРМАЦИЯ. Профдеформация? Это как у сумасшедшего спрашивать, сумасшедший ли он. Я не знаю. Не чувствую. (Павел встречает журналиста «Новой» в футболке с археоптериксом и находит очертания древних моллюсков в старинной породе в полу 1-го этажа здания Двенадцати коллегий. – Прим. ред.)

ДРАКИ. Только что мы отослали научную статью по палеопатологии – болезням и травмам древней амфибии. Мы находим ископаемых исполинских саламандр, и у многих особей травмированы конечности. Решили посмотреть: а у современных как? Оказалось, и сейчас самцы охраняют кладку и дерутся – кусают чужого самца за конечность, если тот приближается. Такое же поведение было свойственно саламандрам и в мезозое. Вообще у них фантастическая способность к регенерации – не только конечности восстанавливаются, но и хрусталик глаза! У динозавров тоже находили сломанные и сросшиеся кости. Были и травмы, и воспаления, они болели. У нас есть фрагменты позвонков хищного динозавра, который явно страдал остеохондрозом.

МИФЫ. Драконов не существовало, а уж тем более трехглавых – это плод человеческой фантазии. Иногда окаменелости могут создать миф. Откуда взялись циклопы? Потому что люди находили на островах Средиземного моря черепа небольших слонов, Там, где хобот, у них была третья дырка. В Европе, когда находили черепа древних шерстистых носорогов, принимали их за драконов.

НЕСОВ. Иногда мифы находят свое отражение в науке. Лев Несов, тот самый палеонтолог, который в Сиверской показал свои находки моему отцу и который заложил фундамент для формирования школы палеонтологии позвоночных в Петербурге, много лет работал в пустыне Кызылкум. Там выходы древних пород очень красивые – как корабли, как анфилады. И эти породы изрезаны саями – так в Узбекистане называются овраги. У местных была легенда, что в этих саях летает дракон и зовут его Аждархо. Несов интересовался мифами, и когда нашел кости древних крупных летающих ящеров птерозавров, назвал новый род «аждархо». И все семейство, к которому относится этот род, называется теперь «аждархиды».

Исследование останков динозавра // Фото предоставлено пресс-службой Томского государственного университета

ИМЕНА. Формирование латинских названий родов и видов – это свод правил. Они не могут быть оскорбительными, но место для фантазии есть. Главное объяснить логику. Есть смешные названия. Мной была описана древняя амфибия – саламандра, у которой родовое название – урюпия: в честь речки Урюп в Красноярском крае. Есть млекопитающее ермакия – в честь Ермака.

РЫНОК. Черный рынок костей существует, но вне палеонтологии. Черные копатели – проблема во всем мире. В первую очередь страдают мамонты, но и черепа динозавров некоторые коллекционеры не прочь заполучить. Есть легальный путь: получить разрешение на раскопки, на сбор материала и это все продать. Глупо спрашивать, сколько стоит. Для меня позвонок ископаемой саламандры – высшая ценность.

ВЕНЕЦ. Человек – венец творения? Вопрос, что считать критерием венца. Если брать многочисленность вида, то приматы (группа, к которой мы относимся) не впереди планеты всей. Костистые рыбы – их больше 20 тысяч видов. Если по мозговой деятельности, то есть умные группы организмов. Знаете, кто впереди всех? Головоногие моллюски: осьминоги, кальмары. Единственная проблема – они живут недолго. Эти интеллектуалы в мире беспозвоночных появились 400–500 миллионов лет назад. Они могли бы стать поумнее нас, но им что-то помешало. Я думаю, короткий срок жизни. И динозавры, если бы не вымерли, возможно, стали бы разумными. Мы же наиболее эффективны в изменении окружающей среды. Многие пытаются: бобры строят плотины, меняют среду под себя, но таких масштабов, как человек, никто не достиг. И в худшую сторону, да, поэтому я бы не сказал, что это венец.

ФАНТАСТИКА. Палеонтология привлекательна плеядой неоткрытых миров. Мир мезозоя – это ж другая планета! Если хочется соприкоснуться с чем-то, близким к фантастике, это к нам. Конечно, мне хотелось бы посмотреть на мезозой, походить по тем местам... Одно дело описывать сибиротитана, а другое – посмотреть на него вживую. Или увидеть, как они взлетали, эти гигантские ящерицы: размах крыльев 12 метров, как у самолета! Где они жили, как? В гнездах или пещерах?

Записала Надежда КУЛИКОВА