Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дело бесогона Сухова

4 июля 2018 01:08 / Общество

Кто построил в Ленобласти религиозную общину «Христоград» и почему ею заинтересовался Следственный комитет.

5 июня 2018 г. в деревне Дудачкино в Волховском районе Ленобласти служба в храме не задалась. Руководителя местного религиозного объединения Александра Сухова, называющего себя иеромонахом Иосифом и окормляющего общину «Христоград», задержали сотрудники Следственного комитета. Поводом для внезапного интереса чекистов к сельскому священнику стал ролик «Убить в себе жида», который он записал еще в 2005 году. На сайте общины анонимный летописец рассказывает, что «брать батюшку» примчались более 50 человек: «большой автобус, три микроавтобуса и около десяти легковых машин стали напротив монастырей». Александра Сухова обвиняют по статье 282 УК (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Следственный комитет запрос «Новой» отклонил, сообщив, что по делу Сухова ведется следствие.

От фельдшера к пастырю

«Маргинал», «сектант», «экстремист» – так называют Сухова его оппоненты. Он в долгу не остается, клеймит их «потомками богоубийц», как умеет ведет священную войну.

Александру Сухову 63 года, родился и вырос в Сибири. О себе пишет былинно: «Прадед Лазарь Федорович встречался со Столыпиным», «по происхождению мы русские. По вероисповеданию православные». Окончил медучилище, пошел в армию. Окончил юрфак ЛГУ. Работал в горисполкоме старшим инспектором, юристом. Духовного образования не получил. У Суховых три сына.

Осознав «греховность мира» в 1987-м, Сухов переехал в Дудачкино. В 2002-м стал священником РПЦ, которая в 2007-м запретила его в служении за нарушение канонических правил. В 2016-м мятежный священник переметнулся в Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ), став иеромонахом Иосифом. Но и там не прижился.

Первоиерарх РПЦЗ митрополит Агафангел подтвердил «Новой», что Александр Сухов (в монашестве Иосиф) самовольно вышел из послушания Архиерейскому синоду РПЦЗ и лишен сана 26 апреля 2018 года. А в Санкт-Петербургской митрополии заявили, что «методы воздействия Сухова на паству имели явный сектантский характер».

Фото: Елена Лукьянова

Раскольник, без юрисдикции какой-либо официальной церкви, отец Иосиф называет свою религиозную организацию «Поместной русской (российской) православной церковью», имея в виду религиозную и юридическую независимость.

Рассказ о священнике-труженике умиляет: сам построил храм, живет скромно, наград не стяжал, обиды терпел. Добрый пастырь и причастит, и вылечит (все же фельдшер!) – и все с молитвой и бесплатно. Житийный герой. Прихожанка отца Иосифа Ирина сложила о нем оду нарядным канцеляритом: «Новодел Александра Сухова является лучом света в темном царстве погибающей России». Ей вторит Валентина, уверенная, что батюшка «просто любит Христа», ведь его девиз – «Простота, строгость, смирение».

Но если одни прихожане ценят пастыря-радикала за трудолюбие и верность идеалам – монархическим и патриотическим, то другие разочаровываются, вникнув в его юдофобские взгляды, возмущаются, что отец Иосиф не признает патриарха, чтит неканонизированных святых и запрещает пастве общаться с чужаками.

«Чистый батюшка»

Дудачкино – глухая деревня меньше чем в полусотню домов в двух часах езды от Петербурга. Когда-то тут был богатый совхоз «Победа Октября». Обочины вдоль дороги заросли борщевиком, однако кому надо найдет и упрется в указатель: Христоград. Обычная деревня трансформировалась в религиозное поселение, на территории которого находятся мужские и женские обители: Никольская женская община, Архангельское братство и Покровская община.

Пейзажи умиляют: пригорки, картофельные плантации, золотые купола. Судя по карте 2015 года, в Христограде 19 религиозных объектов. Но осмотреть их нельзя: двери храмов и ворот заперты, строгие таблички предостерегают: туристам вход воспрещен.

Туристам и прочим «праздным людям» вход закрыт. Верные дорогу найдут // Фото: Елена Лукьянова

Молодой бородач в казачьей кубанке представился трудником Алексеем, от расспросов отмахнулся, схохмил, что сюда его привела любовь к природе, и убежал. После этого на чем-то вроде багги из «Нивы» примчался десант бравых мужчин в спецовках и подрясниках. Один из них, инок, направил нас к «главному».

О настоятеле сведущие отзываются медовыми речами: «батюшка чистый», «приезжайте, и вас накормят!». Мы поехали, но встреча оказалась совсем не ласковой. Отец Иосиф, насупив брови, встретил нас у арочных ворот подворья – ждал. Верные предупредили.

Сразу рубанул:

– Знаю, кто вы! Разговаривать с вами не буду. Все СМИ под жидами!

– Так об этом и хотели спросить, о «жидах». О ком вы в ролике говорите?

– Если вы этого не понимаете, о чем с вами говорить? – отрезал монах и от греха подальше запер ворота.

Иноки и трудники в Архангельском братстве // Фото: Елена Лукьянова

А приходские ворота примечательны! Если поднять голову, можно прочитать: «Православие или смерть». Кирпичные столбы украшает печальный образ цесаревича Алексея и табличка с девизом: «Служить Богу и уничтожить врагов России», Иван Грозный».


Александр ПАНЧЕНКО, директор Центра антропологии религии Европейского университета:

«Служить Богу и уничтожить врагов России» – эта псевдоцитата пользуется популярностью в среде русских националистов и антисемитов, а также православных монархистов и царебожников. Иван Грозный ничего подобного не говорил, да и вообще никто именно этих слов не говорил. Карамзин в IX томе «Истории» не совсем точно перевел цитату из отчета английских эмиссаров об Иване Грозном: «Иоанн (…) не скучает делами и не веселится ни звериною ловлею, ни музыкою, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу и как истреблять врагов России!» Правильнее было бы: «Покорять и завоевывать своих врагов». Но строчка из Карамзина зажила своей жизнью и уже воспринимается как слова, сказанные самим Грозным.


Не успела фотограф заснять святую обитель за оградой, как отец Иосиф, невесть откуда взявшись, возопил совсем не по-христиански:

– Что ты делаешь, жидовское отродье? Пошла вон, обезьяна! Проклинаю!

Карта прихода // Фото: christograd.com

Агитатор-манипулятор

Декларируемые Александром Суховым взгляды в ролике 13-летней давности только окрепли. В пятиминутной аудиозаписи он призывает «перестать быть рабами», а чтобы обрести «духовную силу», «убить в себе жида». И помнить о том, что «Русь распята сборищем сатанинским».

Если мир погряз в грехе, то кто спасется? Естественно, только «верные», такие как прихожане Христограда. Верные понимают батюшку буквально, потому резко отказывают в беседе приезжим, тем более журналистам. Патриархальный уклад и настороженность к чужим чувствуется в каждом дудачкинце. Даже местные девочки на велосипедах сплошь в юбках и платках. Преданной отцу Иосифу прихожанке Ирине слово «жид» все-таки кажется агрессивным. Она дерзнула вступить с батюшкой в спор, написав открытое письмо, в котором убеждала в неудачности слова, но Сухов доводы не принял, ответив, что «уважает евреев как ветхозаветных проводников и потомков пророков».


Александр ВЕРХОВСКИЙ, директор аналитического центра «Сова»:

Антисемитский подтекст очевиден: мир во власти потомков евреев, распявших Христа. Но призыва к борьбе с евреями или еще с кем-то нет, есть призыв к духовному возрождению, но в каких формах, в этом ролике не говорится.

Валерий ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук, специалист в области лингвистической экспертологии:

Упоминание слова «жид» в таком контексте, особенно в сочетаниях «ненавистная информация жидовская», «ненавистные жиды», «закулиса ненавистная жидовская, уродливая» – верный признак разжигания межнациональной розни.

Александр КРАВЕЦКИЙ, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН:

Перед нами сознательная манипуляция словами и отказ от точности. Характерный пример манипуляции – использование слова «жид». Если в русском языке это слово имеет оскорбительное, уничижительное значение, то в церковнославянском языке оно обозначало в первую очередь иудея. Поэтому перенос церковнославянских клише в русский текст – сознательный подлог.


Креативный патриот

На своем сайте отец Иосиф пропагандирует поклонение неканонизированным святым, ориентируясь на «народное почитание»: например, Ивану Грозному, Андрею Ющинскому, Славику Чебаркульскому, Евгению Родионову. «Сегодня была освящена икона святого мученика Андрея Киевского (Андрея Ющинского. – Прим. ред.). Этот святой мальчик поможет нам несомненно», – пишет Сухов. Андрей Ющинский – русский подросток, убитый ворами в Киеве в 1911 году. По обвинению в его ритуальном убийстве для извлечения крови (так называемый «кровавый навет») арестовали приказчика кирпичного завода Менделя Бейлиса. В 1913 году Бейлис был оправдан судом присяжных. Культ «замученного «жидами» отрока» согласуется с юдофобскими настроениями настоятеля, которые тот декларирует на своем ресурсе.

Фото: Елена Лукьянова

В честь отрока Вячеслава Чебаркульского в Христограде возвели часовню, его икона тоже есть. Мальчик умер в десять лет. РПЦ «святого Славика» считает лжесвятым, но культ отрока популярен у женщин, потерявших детей либо переживающих за болеющих чад. Евгений Родионов (убитый в Чечне русский солдат) воспринимается в среде религиозных радикалов как мученик за веру и Отечество.

Воин Христов

В судах батюшка засветился давно. 21 декабря 2010 года решением Черемушкинского районного суда Москвы высказывание на табличке храма Покрова Пресвятой Богородицы в Дудачкино «Православие или смерть» признали экстремистским и включили в федеральный список экстремистских материалов. Властям пришлось принудительно исполнить решение суда. В 2013 году с ворот храма сняли табличку. Сухов, тогда еще клирик РПЦ, обратился в Европейский суд. ЕСПЧ поставил перед сторонами разбирательства – заявителем и Российской Федерацией – только один вопрос: Имело ли место нарушение свободы выражения мнения заявителя, гарантированной статьей 10 Европейской конвенции? Решения по этому делу в базе ЕСПЧ до сих пор нет.

Проверки в святой обители проходят регулярно. В заявлении в СК 9 июня 2018 г. Сухов заявил, что возмущен «многочисленными и необоснованными проверками и судами».


От дачи показаний и услуг адвоката отказался. И каллиграфическим почерком вывел: «Дело заказано жидовствующими архиереями по произволу неадекватных прокуроров».


Он заявляет, что у общины нет личных врагов, но есть враги Христовы и Руси Святой. И сокрушается, что в смутное время любить Отчизну могут не все, в Дудачкино – могут и любят, потому и претерпевают гонения на свою веру, в чем винит «безбожный режим по благословению господина Гундяева». А возглавляет кампанию против Христограда, по мысли отца Иосифа, «злобный талмудист Мстислав» (Имеется в виду епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. – Прим. ред.), которому «помогают легионы потомков богоубийц».

Прозорливец

Юрий Мефодьевич Голованов, 60-летний дачник из Петербурга, преподает столярное дело в лицее, приезжает с семьей в соседнюю деревню, отца Иосифа знает 30 лет. И рассказывает, что отец Иосиф два года назад предрек, что в 2018-м «наши войска будут стоять под Израилем», и это сбылось! Так, говорит, сказано где-то в Писании.

Дачник поправляет тельняшку и любовно щурится на свой внедорожник, который называет Вельзевулом. Вельзевул сверкает, оводы свирепствуют, Китеж-град строится, хотя ассоциация с «повелителем мух» напрашивается. Юрий Мефодьевич и у себя на участке построил часовню, которую отец Иосиф освятил. Паломники наведываются.

Дачник Юрий Голованов знает отца Иосифа 30 лет, уважает как пастыря-созидателя, вот и на своем участке построил часовню // Фото: Елена Лукьянова

– Ролик я не смотрел, жена смотрела, – рассказывает Голованов. – Но говорил батюшке: «Не надо слишком на себя брать!» Он под «жидами» не евреев имеет в виду, но не объясняет свои слова. Не может простить Русской православной церкви то, что она сотрудничает с властью.

Откуда у сельского священника деньги на строительство, Юрий Мефодьевич не знает. Говорит, отцу Иосифу помогал бизнесмен, у которого «по 500 рублей буханка» (Видимо, подразумевается предприниматель Герман Стерлигов. – Прим. ред.). То, что отец Иосиф – сам себе патриарх, дачник не одобряет, как и слова на табличке «Православие или смерть».


Александр ПАНЧЕНКО, директор Центра антропологии религии Европейского университета:

Лозунг «Православие или смерть» появился в афонском монастыре Эсфигмен, известном своим религиозным консерватизмом. Его первоначальный смысл связан с протестом против политики Константинопольского патриархата, которая представлялась монахам уничтожающей чистоту православия. В современной России лозунг стал одним из девизов консерваторов и противников экуменизма. Интерпретировать его можно по-разному, в том числе и в «духовно-иносказательном» смысле: дескать, речь идет о том, что человека, не исповедующего православную веру, ждет духовная гибель. Но в русском языковом контексте этот лозунг звучит двусмысленно и агрессивно.


Аграрий

По информации ТАСС от 5 июня 2018-го, Сухов неоднократно привлекался к ответственности за нарушения миграционного и земельного законодательства. На территории прихода расположены объекты, разрешения на строительство которых он никогда не получал. Прихожане пишут грозные послания чиновникам, путаясь в цифрах: то речь идет об интересах 2000 граждан России, на средства которых выстроен Христоград, то о 46 гражданах, которые живут тут, то об урожае, который кормит более 500 человек в год. Из бряцания цифрами неясно, скольким гражданам позарез нужна богоспасаемая обитель: 2000, 500 или 46? Авторы коллективного письма заявляют: «Христоград – рукотворная православная святыня, народное достояние, спроектированное специалистами, воздвигнутое стараниями и профинансированное тысячами подвижников».

– Мы ж не секта! – горячится Ирина, модератор сайта «Христоград». – Я квартиру не продавала, а монахиня Мария продала. И часовня Николая Угодника построена на ее деньги. Почему бы местным властям не посмотреть на то, сколько выращивается новых агрокультур в Дудачкино? В 2015 году администрация Хвалова попыталась все отнять – под предлогом, что земли используются не по назначению. И пришли к нам земли отмеривать! А это чудо, что нашелся созидательный человек! Я ему тут даже «жидов» прощу».

Ближайшая соседка солидного храмового комплекса 87-летняя Мария Харламовна еле ходит, но огород посадила. Ее лачуга здорово портит лепоту добротного прихода. Бабушка живет одна. Об отце Иосифе говорит тепло: приносит молоко, молиться дома разрешил.

Ближайшая соседка храмового комплекса — 87-летняя Мария Харламовна. Ее лачуга контрастирует с добротным приходом отца Иосифа // Фото: Елена Лукьянова

В администрация Волховского района «Новой» сообщили, что 17.02.2010 Покровский православный приход, настоятелем которого считался Сухов как клирик РПЦ, исключен из реестра юридических лиц. Ранее этому приходу предоставлялись в аренду земли «для производства сельхозпродукции». При ликвидации юрлица договор был расторгнут. Непосредственно Сухову земли не предоставлялась. Ранее он был главой фермерского хозяйства «Кедр», которое арендовало в Дудачкино земли сельхозназначения. Но в 2004-м Сухов отказался от аренды земель, после чего они были арендованы Покровским православным приходом.

Монархист

При въезде в Дудачкино на воротах Архангельского братства – потускневший образ Николая II c покаянным воплем: «Государь! Родной! Прости нас». У звонницы Покровского прихода реют Андреевский флаг и черно-желто-белое знамя с нетипичным чередованием цветов. По словам Михаила Медведева, члена Геральдического совета при Президенте РФ, «это отставной флаг, отмененный еще Александром III, и к тому же перевернутый – черная полоса должна быть наверху. Вывешивать флаг, хоть и устаревший, вверх ногами – дикость».

Ядовито-зеленые державные колонны с золотыми двуглавыми орлами украшают лужайку братства как своеобразный православно-монархический мемориал. На них – цитаты из Псалтыри о царской власти.

Следствие идет, сподвижники Сухова пишут письма поддержки, разумея в преследовании пастыря происки врага рода человеческого. Искать врагов Александр Сухов научил.

Фото: Елена Лукьянова


Виктор ШНИРЕЛЬМАН, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН:

– В начале XX века черносотенцы и радикальные консерваторы, ссылаясь, во-первых, на авторитет отцов церкви и старцев, веками рассуждавших о «последних временах», а во-вторых, на борцов с масонами, замыслившими погубить современный мир с его сложившимся жизненным укладом. В концентрированном виде все это было изложено в сфальсифицированных «Протоколах сионских мудрецов», которые легли в основу конспирологических построений ряда русских писателей-юдофобов того времени. В 1970–1980-х гг. их произведения были заново открыты русскими националистами, склонными к православному фундаментализму. Подавляющее число священников тогда не имели систематического богословского образования, поэтому многие из них становились легкой добычей таких пропагандистов. Сегодня эта ситуация постепенно выправляется. Верующие еще легче поддавались пропаганде, питаясь слухами, чтением легковесных брошюр, слушая проповеди священников-фундаменталистов.

Борис ФАЛИКОВ, кандидат исторических наук, доцент центра изучения религии РГГУ:

– Община «Христоград» – крайний случай религиозного антииудаизма, помноженного на бытовой антисемитизм. Но само явление, увы, достаточно типично для православия. После холокоста протестантизм и католичество ужаснулись содеянному нацистами и признали вину христианского антииудаизма в становлении расистского антисемитизма.

Однако эти перемены остались практически незамеченными православием: оно крайне консервативно по определению и бережно относится к своему наследию, антииудаизма же в этом наследии хоть отбавляй. Одно «Слово против иудеев» Иоанна Златоуста чего стоит. А в православном богослужении Страстной недели иудеи именуются «сонмищем богоубийц», и гнев Господень призывается на их головы. Неудивительно, что самые дикие еврейские погромы совершались в Российской империи после Пасхи.

Мне кажется, есть и более глубокая причина. Православные церкви – национальные. Вселенский характер христианства остается у них на втором плане, на первом – вера как способ национальной идентификации. Не случайно РПЦ без устали подчеркивает: Россия – это православие. Поэтому в отличие от католицизма и протестантизма с их наднациональным сознанием православие не желает отказываться от «богословия замещения».

Община «Христоград» – типичный пример подобной взаимосвязи. Хотя есть тут один нетипичный момент. Дело в том, что иеромонах Иосиф (Сухов) порвал с РПЦ и нападает на нее не менее жестко, чем на «жидов». Именно это позволило российским властям обвинить общину в экстремизме. Подобные настроения в приходах самой РПЦ 282-й статьей, как правило, не караются.


На своем ресурсе 1 июля 2018 г. Александр Сухов сообщил, что 9 июля ему предстоит психолого-психиатрическая экспертиза.

При въезде в Дудачкино на воротах Архангельского братства — потускневший образ Николая II c покаянным воплем // Фото: Елена Лукьянова