Законное дышло

1 марта 2004 10:00

Почти два года прошло. Наконец-то местный закон о порядке участия граждан в обсуждении и принятии градостроительных решений принят. И может быть, даже будет подписан губернатором. Но решит ли он острейшую проблему защиты прав наших земляков, которые категорически протестуют против уплотнительной застройки?



Тянуть с указанным законом больше было нельзя - последние два месяца в Петербурге существовал своего рода юридический вакуум.
Напомним, что раньше порядок участия граждан в градостроительстве регулировался распоряжением губернатора Яковлева от 14 сентября 2000 года. При этом подавляющее большинство «общественных слушаний» по тем или иным объектам оказывались чисто декоративными. Обычно на них собирались представители застройщика и районной администрации, а также граждане, проживающие очень далеко от места конфликта - которым все равно, что там собираются возводить. Частенько информация о проведении «дебатов» оказывалась обнародованной уже после того, как они состоялись. А главное, результат дискуссии - даже если участники поголовно выскажут свое неприятие будущего строительства - никто не обязан был учитывать.
В сентябре прошлого года это распоряжение было отменено питерским Уставным судом: выяснилось, что, принимая его, губернатор вышел за пределы своих полномочий, поскольку ни один закон не поручал администрации утверждать упомянутый порядок. Тем не менее, дабы не парализовать строительный процесс в городе, Уставный суд отложил введение в действие своего решения до 26 декабря. Отсрочка была дана законодательной и исполнительной власти для того, чтобы утвердить правила участия граждан в градостроительстве, как положено, соответствующим законом. В противном случае практически любая стройка могла быть остановлена по суду. Ведь Градостроительный кодекс обязывает заранее оповещать граждан о любом готовящемся строительстве и организовывать общественные обсуждения. Понятно, что при отсутствии какого бы то ни было законодательства на этот счет проведение обсуждений стало бы невозможным даже теоретически...
Указанный Уставным судом срок был все-таки пропущен. Долгожданный правовой документ появился только теперь. Но какой?
Уже не в первый раз, принимая какой-либо закон, питерские депутаты упираются в железобетонную стену федеральных норм. И любая попытка их обойти немедленно вызывает протесты прокурора и судебные процессы. К сожалению, как показывает практика, любое подобное расхождение неизменно трактуется в пользу «высших». Даже попытки отрегулировать на городском уровне те моменты, что федеральный закон вообще не устанавливает, пресекаются на корню. Увы, приходится наступать себе на горло и принимать хоть что-то...
Нынешний «градостроительный» закон - ярчайший пример именно такой ситуации: во время его принятия в третьем чтении, из-за расхождений с Градостроительным кодексом РФ, радикально изменилась суть одного из важнейших положений. В первоначальном тексте, в том случае, если заключение заказанной гражданами общественной экспертизы оказывалось негативным (например, обнаруживалось, что строительство неблагоприятно воздействует на природную среду), городская власть обязана была отложить утверждение разрабатываемой градостроительной документации. Или - не допускать выдачи разрешения на возведение (реконструкцию) объекта. Или - отказать в предоставлении земельного участка. При этом официальная экспертиза, заказанная самими властями или застройщиком, могла давать вполне пристойный результат (как оно обычно и бывает), но если общественная экспертиза показывала иное - процесс тормозился.
Принятие такой нормы выглядело бы весьма логичным. Если бы не упомянутый Градостроительный кодекс, авторы которого, нимало не заботясь о продекларированном ими же учете мнения граждан, записали: «отрицательные заключения общественной экспертизы или слушаний могут являться основанием для обращения граждан в суд, но не могут быть основанием для задержки сроков прохождения градостроительной документации».
Конечно, питерские парламентарии могли этот спорный пункт сохранить. Конечно, ряд народных избранников на этом настаивали. Конечно, после этого вето губернатора было бы неизбежным. И, конечно, даже в случае преодоления вето, был бы неизбежен суд. Который, скорее всего, ЗакС проиграл бы.
И потому была принята другая формулировка, гласящая: результаты общественных экспертиз «учитываются в соответствии с Градостроительным кодексом». Кодекс же, как процитировано выше, предлагает гражданам лишь одну дорогу: идти к служителям Фемиды и доказывать, что общественная экспертиза точнее официальной. Что, мягко говоря, нелегко.
На самом деле возможность сохранения в тексте закона пресловутой нормы существовала. И очень простая: Смольный должен был с ней согласиться. Что, безусловно, является ненаучной фантастикой: возможность обывателя блокировать не нравящееся им новое строительство - красная тряпка для питерского административного быка...
Заметим, что еще целый ряд полезных новшеств по тем же причинам (расхождения с Градостроительным кодексом) был вычеркнут из закона. Например, положение, по которому под учетом результатов общественного обсуждения понималось в том числе изменение градостроительной документации. Исчезло и право местных жителей требовать продолжения общественных обсуждений, если были нарушены их интересы (касаемо получения информации о грядущем строительстве, участия в решении и т.д.)
Впрочем, дышать все-таки стало легче: закон обязывает инвестора предоставлять помещение, где можно свободно ознакомиться со всей градостроительной документацией. Да и регламент общественных обсуждений теперь прописан достаточно четко. Таким образом, узнать, что собираются строить у них под боком, наши земляки, похоже, смогут. И высказать свою позицию смогут. Другое дело - на что это повлияет...

Борис ВИШНЕВСКИЙ