Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
Амнезия с часовым механизмом
Фото: Метеорологический павильон с часами на Малой Конюшенной / liveinternet.ru

Амнезия с часовым механизмом

17 августа 2018 10:02 / Общество

Памятник, ставший вместе с его автором жертвой сталинских репрессий, по-прежнему преследует злой рок: КГИОП отказывается признать его вновь выявленным объектом культурного наследия.

Метеорологический павильон с часами на Малой Конюшенной улице переживает клиническую смерть: пропали термограф и барограф, регистрировавшие колебания температуры воздуха и давления, остановились часы – каждая сторона павильона показывает разное время, стекла закрыты глухой драпировкой, фасад обветшал.

Невзгоды преследуют уникальный памятник уже почти сто лет. Павильон, установленный в 1914 году, в 30-е годы демонтировали и отправили как хозпостройку в ЦПКиО на Елагин остров. Произведение повторило судьбу автора – в марте 1931 года знаменитый архитектор мирискусник Николай Лансере был арестован и осужден по подложному делу «за шпионаж в пользу Франции». Расстрел заменили десятью годами лагерей, во внутренней тюрьме на улице Воинова архитектор участвовал в проектировании Большого дома и гаража ОГПУ и был досрочно освобожден в августе 1935 года. Но ненадолго: в 1938-м Николая Лансере арестовали вновь, и в 1942-м он погиб в тюремной пересылке.

Фото: liveinternet.ru Фото: liveinternet.ru

Метеорологический павильон вернулся на Малую Конюшенную только в 1997 году, когда улица стала пешеходной. Правда, не на прежнее место – его сдвинули вглубь, подальше от Невского проспекта, на угол с Чебоксарским переулком. В реставрации участвовал сын автора – архитектор Алексей Лансере, ныне покойный.

Какое-то время павильон исправно работал – синусоиды барографа и термографа бесстрастно фиксировали капризы петербургского климата.


Но даже после возвращения на родную улицу памятник оставался бомжом – в центре города он стоял без каких-либо документов. До 2014 года за ним ухаживало соседнее ТСЖ, после ликвидации которого он пришел в запустение.


Только год назад удалось добиться, чтобы его оформили как движимое имущество и перевели в городскую собственность.

Признание павильона памятником могло бы его спасти – тем более с такой судьбой все предпосылки для этого есть. Возможно, тогда бы нашлись деньги на реставрацию.

Весной автор этих строк подал в КГИОП заявление о признании произведения Лансере вновь выявленным объектом культурного наследия. Но история павильона не впечатлила комиссию КГИОП. В заключении, которое подписали зампред комитета Александр Леонтьев, архитекторы Никита Явейн и Рафаэль Даянов и др., говорится, что «у объекта не выявлено особенностей… подлежащих обязательному сохранению».

Фото: liveinternet.ru Фото: liveinternet.ru

Мол, после возвращения из ссылки павильон поставлен не на историческом месте (еще бы, оно уже было занято памятником Гоголю – к слову, при участии самого Явейна, в ту пору председателя КГИОП). А ремонт в 1997 году сын автора архитектор Алексей Лансере проводил «с произвольным воссозданием отдельных элементов». Наконец, утрачены барограф и термограф (а ведь это произошло именно потому, что павильон не состоит под государственной охраной!).

Больше того, комиссия вообще усомнилась в подлинности павильона: якобы существует версия о его установке в более позднее время, после революции, в 1923 году (эта версия опровергается историческими фотографиями, но и будь она правдой, это все равно больше срока, обязательного для признания архитектурного объекта историческим памятником).

На основании вердикта комиссии председатель КГИОП Сергей Макаров отказал в признании павильона вновь выявленным объектом культурного наследия. Неужели по прошествии 80 лет произведению Николая Лансере суждено до конца повторить судьбу автора?

Кирилл СТРАХОВ



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close