В западне

15 марта 2004 10:00

Не иначе, их держат для примера: «Так жить нельзя!»... Вот только шушарским аборигенам уже три года не до шуток. С тех пор как это некогда аграрное питерское предместье на границе Московского, Фрунзенского и Пушкинского районов города и Тосненского района Ленобласти попало в зону кольцевой автомагистрали, жизнь здесь стала действительно невыносимой.




На днях Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей завершило очередную общественную экологическую экспертизу. На этот раз по инициативе местных жителей изучали документацию проекта «Пробивка Витебского проспекта до Московского шоссе в районе поселка Шушары». Не вдаваясь в подробности, скажем, что на этом участке Московское шоссе сдвинут, Витебский проспект продолжат с подключением к кольцевой автостраде и развязке федеральной автодороги «Россия». Так вот, независимые эксперты пришли к выводу, что «рассматриваемый проект не может быть реализован в настоящем виде и требует доработки».
...Минут семь у «Звездной» ждем маршрутку, еще минут семь едем, и вот мы в Шушарах. Вроде не так уж далеко от центра города, а планета - точно другая... Если бы не лидер местных активистов, провалиться мне тут же по колено в грязную жижу, но Андрей Григорьев - даром что не тяжеловес - привычным движением подхватывает вновь прибывших. И на всем пути следования оказывает им эскортные услуги: «Туда не ходи, сюда ходи!» Недоделанный постиндустриальный пейзаж придавливает к земле своей мощью; нескончаемая череда рытвин и колдобин - лед пополам с водой - заставляет закоренелых агностиков на каждом шагу поминать имя Господа всуе; прямо посередине проезжей части лежит жмурик, и зеваки вяло дебатируют: «Не-а, это давнишний, видишь - ботинки уже свалились...»
Впредставленных документах по «Пробивке...» специалисты нашли минимум 25 серьезных погрешностей. Немало, конечно, но нынешнее заключение - лишь верхушка айсберга. Начиная с 2001 года шушарцы, считай, не живут, а пытаются бороться за свои права. Прав же с каждым днем все меньше...
Взять, к примеру, мелиоративную канаву, которая проходила вдоль Московского шоссе. Вернее, уже не дать и не взять, поскольку ее благополучно засыпали, и теперь всю осень и всю весну пространство от Витебской железной дороги до жилых домов сплошняком залито водой. Дурно пахнущая вода перманентно стоит и в подвалах. Время от времени, правда, ее принимаются откачивать, но эффекта хватает на неделю. Или пешеходный мост - «Американские горки», как окрестили его в народе. По проекту здесь должен быть тоннель, но по ходу дела его заменили более дешевым сооружением. Еще в бытность у руля Владимира Яковлева шушарские обитатели, среди которых много пенсионеров и инвалидов, собрали более 3000 подписей против; спрашивали - как мы на эту верхотуру карабкаться-то будем?.. Ответа не последовало.
Отдельная проблема - деревья. Еще недавно поселок утопал в зелени: от Московского шоссе до жилых домов, от шоссе до «железки», от «железки» до домов шли сплошные лесные массивы. Нынче всю флору в угоду КАДу уничтожили, вместо обещанных четырех «компенсационных» рядов лип кое-где посадили по полтора ряда, а больше просто некуда. На месте огромного старого яблоневого сада - его помнят не только здешние старожилы, но и многие питерцы из других районов - выросла автозаправка и стоянка для большегрузных автомобилей.
Машины заезжали прямо на детские площадки и на газоны, разворачиваясь, ломали кусты, давили колесами розы... Чудом удалось отстоять шесть великолепных «трехэтажных» голубых елей у дома № 2 по Пушкинской улице.
Узнав, что их любимицам грозит пила, жильцы выставили круглосуточный пост и дежурили, сменяя друг друга, намереваясь в случае чего закрыть колючие раритеты своими телами. Строители, видимо опасаясь крупного скандала, в конце концов пошли на попятный, но корни редким хвойным успели повредить. «Боимся, что наши красавицы все-таки погибнут, - вздыхает сопредседатель домкома Татьяна Протасова. - Самое интересное, что сейчас нам говорят, будто... «проектом вырубка деревьев не предусматривалась»!»
Вданный момент на стройке пауза, но не сегодня завтра кошмар стартует на новом этапе. В том числе на железнодорожном мосту начнутся пескоструйные и пескодробильные работы, поверхности будут покрывать антикоррозийными растворами. «Как только ветер в нашу сторону - мы в буквальном смысле задыхаемся», - говорит коллега г-жи Протасовой по домовому комитету Нина Немкова. Впрочем, производственная пыль и едкий запах - это полбеды (хотя полку аллергиков среди шушарцев последнее время прибывает как на дрожжах - у кого астма, у кого непрекращающийся насморк). Кстати, что касается медицинских вопросов, два года из-за стройки и взрослые, и дети были лишены местной амбулатории; приходилось за любой мелочью ездить в Царское Село. Недавно, опять-таки под нажимом общественности, часть врачей в Шушары вернули, но до сих пор нет хирурга, стоматолога, физиотерапевта. А весной 2003-го три дома по Пушкинской улице и дом по Первомайской оказались вообще отрезаны от внешнего мира: подъезды к зданиям были разбиты строителями напрочь, и в течение двух месяцев ни одна машина - ни «03», ни «01» - добраться до осажденных не могла. Сохранился текст их отчаянной телеграммы Владимиру Путину - мол, на вас одна надежда, спасите, ждем. Вряд ли депеша дошла до адресата...
Перечень обоснованных претензий занимает не одну страницу, и все же вибрация и не стихающий ни днем ни ночью шум - вот что доводит шушарцев до полного исступления. Московское шоссе раздалось вдвое, и уже сегодня по нему движется поток по интенсивности превышающий все прогнозы, а то ли еще будет! В два раза шире стала и улица Пушкинская, причем если раньше для «чужого» транспорта она была закрыта (ездили только свои), то теперь все ограничения сняли, хотя официально дорога еще даже не сдана в эксплуатацию. В перспективе из этой улицы и вовсе сделают Пушкинское шоссе - дорогу на Царское Село, расстояние же от жилых зданий до проезжей части - всего 14 метров...


Видок с балкона семьи Немковых еще тот, а уж звуковая палитра... Представители Госсанэпиднадзора замеряли уровень шума, и ночью (!) прибор показал около 80 дБА, в то время как шумопоглощающие двухкамерные стеклопакеты (они были установлены в квартирах под давлением все тех же домкомов) берут на себя лишь 30 дБА, а пластиковая панель в нижней части балконной двери и того меньше, 20. Легко посчитать, сколько децибелов приходится на бедную голову спящего человека... Надо ли объяснять, что днем приоткрыть ту же дверь на балкон или окно в принципе невозможно? Щиты вдоль магистрали, по оценке аборигенов, их тоже не спасут. Заметим, что в конце 2002 года стройку по предписанию санитарных врачей останавливали, а в апреле 2003-го был издан документ: «В связи с невыполнением заказчиком строительства санитарного законодательства территориальным центром ГСЭН готовятся материалы для передачи в суд». Увы, дело как-то само собой рассосалось...
- Триста семей в западне, - разворачивает карту военных действий глава домкома по Школьной улице, 2, Андрей Григорьев. - Смотрите: окружная железная дорога и КАД - с одной стороны, Витебская железная дорога и развязка «Витебский проспект - Московское шоссе» - с другой, развязка «КАД - федеральная автотрасса» - с третьей. Мало того, к нам планируют перевести контейнерный терминал с Московского вокзала...
Уже сегодня в условно-нежилой зоне Шушар сосредоточено 10 производственных объектов (преимущественно транспортного, строительного и складского профиля), а вскоре к ним добавится еще 13. В проектной документации прямо сказано: «Территория будет использоваться как логистически-терминальный комплекс». Короче, людей отсюда надо переселять по-любому. И это не новость: еще в феврале 1999 года Пушкинское ТУ согласовало схему прохождения коридора трассы Западного скоростного диаметра на участке района «при условии расселения жилых домов по Школьной и Пушкинской улицам». Но заказчик с тех пор поменялся и, видимо, поменялась стратегия чиновников. Впрочем, это лишь версия, так как, по словам повстанцев, попасть на прием к главе администрации нереально. Их записывают на... полгода вперед, а в день икс «вдруг» выясняется, что у начальника более срочные дела, и встреча откладывается на неопределенное время.
Теперь бедолаги уповают на то, что хотя бы общественная экологическая экспертиза сыграет свою роль. По крайней мере, результаты ее уже направлены в Государственное управление природных ресурсов по Петербургу и Ленобласти и, по идее, должны быть учтены при проведении экспертизы «казенной».

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Александр ГУТОРКИН


Кстати
В январе 2004 года местные оппозиционеры пытались оспорить в суде действия районной администрации. Жители Шушар требуют повторного общественного обсуждения проекта, о котором шла речь, ибо первоначально данное мероприятие проводилось без предоставления им заблаговременно достаточной объективной информации. В Пушкинском федеральном суде иск блокировали. Сегодня, как сообщил адвокат Евгений Баклагин, по этому поводу подана частная жалоба в Горсуд.