Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Шаланды, полные салаки

25 марта 2004 10:00

Как ни крути, Балтика остается одним из самых загрязненных морей в мире. Эти слова Элизы Петер - одного из руководителей программы Всемирного природоохранного фонда (WWF) - стали рефреном международного форума «День Балтийского моря». С понедельника, 22 марта, по сегодняшний день более 400 его участников из полутора десятков стран искали ответы на вопрос - как помочь нашему общему морю.

Госсанэпиднадзор предупреждает: употребление балтийской рыбы может быть опасно для вашего здоровья



Ежегодно в относительно мелкий и замкнутый водоем сбрасываются сотни миллионов тонн токсичных веществ. Такой ценой обходится технический прогресс европейской «девятки» - стран Северной и Восточной Европы, выходящих на балтийское побережье. Накапливаясь в донных отложениях, яды попадают в растения, планктон, рыбу. В летнее время воды прозрачной дотоле Балтики теперь начали цвести из-за безудержного размножения водорослей, уловы рыбаков - снижаться, санитарные показатели воды - год от года становиться все хуже.
Состояние Балтики тревожит ученых давно. Еще в начале 1970-х правительство Финляндии по этому поводу пригласило в Хельсинки глав балтийских государств. 22 марта 1974 года была подписана Хельсинкская конвенция - первый в международной практике документ, в котором страны добровольно обязались защищать морскую среду от собственной же промышленной, сельскохозяйственной, коммунальной скверны. Вот почему 22 марта объявлено своего рода «именинами» Балтики. А на минувший понедельник пришелся как раз 30-летний юбилей Хельсинкского соглашения.
Вообще говоря, этот праздник напрямую касается и северной столицы России. Но вот с гордостью его отмечать или от стыда потупив очи долу - это вопрос. Напомним, что до 1977 года все канализационные стоки наш город сбрасывал непосредственно в Неву и Финский залив. Так вот, счастью своему - началу процесса современной канализации - мы обязаны как раз Хельсинкской конвенции, к выполнению которой и вынуждено было приступить тогда правительство СССР. Планировалось, что к 1985 году пятимиллионный город будет очищать все 100 процентов своих сточных вод.
Но до сегодняшнего дня это не так. Лишь 64% стоков, по информации Невско-Ладожского бассейнового водного управления, проходят нынче через очистные фильтры. Запад по этому поводу нервничает. Датчане, например, утверждают, что питерская грязь доходит даже до их берегов, достигая чуть ли не Северного моря.
Впрочем, уже много лет на берегах Невы строятся Юго-Западные очистные сооружения (ЮЗОС). Грандиозный долгоиграющий проект наша сторона осуществляет - с переменным успехом - с помощью многочисленных зарубежных партнеров (Евросоюз, страны Северной Европы, даже США). Когда ЮЗОС наконец доведут до ума, контролироваться будет суммарно около девяти десятых городской канализации. А кристально чистую в этом смысле репутацию северная столица теперь обещает обрести к 2015 году. Вот и еще один 30-летний юбилей - учитывая, что первоначально «эпоха стерильности» в Питере должна была стартовать вместе с перестройкой... Предполагается, что запуск Юго-Западных очистных снизит ущерб, наносимый окружающей среде, вдвое - по сравнению с 2002 годом.
Так или иначе, участие в Хельсинкской конвенции действует на нас благотворно. Не так давно принят закон, запрещающий производство и использование крайне вредного этилированного бензина. Ряд предприятий города и Ленобласти осваивает европейские принципы экологического менеджмента. Школьники и студенты штудируют экологию, а чиновничество учится вести переговоры с населением. И это лишь малая толика перемен.
Тем не менее Россия остается Россией. Буквально накануне форума правительства Германии, Дании, Швеции, Финляндии, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии обратились к Международной морской организации (ММО) с предложением признать Балтийское море «особо уязвимым районом». Причиной тому - всевозрастающий поток нефтеперевозок и одновременно использование рядом компаний устаревших однокорпусных танкеров. (За последние шесть лет объемы перевозки нефти по Балтике удвоились, и ожидается, что к 2010 году они достигнут 160 миллионов тонн в год.) Так вот, наша страна - единственное государство Балтики, которое не поддержало эту инициативу.
- Статус «особой уязвимости» способствовал бы более жесткому выполнению требований к безопасности морских перевозок, - говорит директор Балтийского фонда природы Рустам Сагитов. - Вот почему наш фонд, поддерживая решение Балтийских государств, обратился к правительству РФ с просьбой в кратчайшие сроки пересмотреть свою позицию.
Характерно, что обижены на федералов не только «зеленые», но и питерские чиновники. Как сообщил замглавы Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга Николай Сорокин, еще три года назад Счетной палатой под руководством Сергея Степашина была проведена проверка выполнения российской стороной обязательств Хельсинкской конвенции. Тогда же президент Путин поручил правительству России ускорить принятие федеральной целевой программы по оздоровлению экологической обстановки в регионе Балтики. По данным г-на Сорокина, до сих пор так ничего и не сделано...
А пока наши функционеры разбираются между собой, министерство здравоохранения Швеции порекомендовало своим жителям не увлекаться балтийским лососем: слишком много в нем вредных для здоровья диоксинов. Кстати, повышенное содержание этих ядов было найдено и питерским Госсанэпиднадзором в балтийской сельди и салаке...

Лина ЗЕРНОВА