Такая ранимая балтика

8 апреля 2004 10:00

Балтика признана-таки «особо уязвимым морским районом». Об этом было объявлено в ходе пятьдесят первой сессии Комитета по морской среде Международной морской организации (ММО), что закончилась 2 апреля в Лондоне. И хотя статус уязвимости вынесен предварительно, факт его признания означает одно: мировое сообщество сочло Балтику морем, нуждающимся в особой защите.




А вот Россия оказалась единственной в Северной Европе державой, которая делает вид, что не понимает «суеты» соседей. На самом деле, члены российской делегации прекрасно осознавали, что к чему. Присвоение Балтике особого статуса приведет к закручиванию гаек в деле безопасности морских перевозок. А значит, компании-судовладельцы должны будут отказаться от использования устаревших однокорпусных танкеров.
Мелкая, ранимая Балтика является одним из самых оживленных в плане судоходства регионов мира. Одновременно она полна огромного количества островов, отмелей и банок. Дополнительные трудности создает ледовый покров, существенно увеличивающий в зимнее время риск возникновения аварий.
По данным Балтийского фонда природы, начиная с 1980 года на Балтике ежегодно случается как минимум одна крупная авария танкера с разливом более чем 100 тонн нефти. За последние 6 лет объемы перевозок нефти на море удвоились, и ожидается, что к 2010 году они достигнут 160 миллионов тонн в год.
- В реальности лоббисты нефтяных корпораций серьезно «подставили» правительство РФ, - считает директор Балтийского фонда природы петербуржец Рустам Сагитов. - Отказавшись поддержать идею создания «особо уязвимого морского района», бывшее Министерство транспорта и Министерство природных ресурсов фактически исключили страну из участия в процессе обсуждения комплекса защитных мер. Это серьезная ошибка.
Мало того, в Лондоне случился совместный демарш официальной российской делегации с известными «торговцами национальным флагом» Либерией и Панамой. Как сообщают «зеленые», этот тандем выступил вообще против создания «особо уязвимых» зон. В том числе - в Балтийском море и вокруг Галапагосских и Канарских островов. Что, конечно же, не прибавляет нам уважения со стороны мирового сообщества.
Ближайшие наши соседи эстонцы тесно увязывают вопрос экологии Балтики именно с Россией. Министр иностранных дел Эстонии Кристина Оюланд высказалась за необходимость воздействия на Российскую Федерацию международных организаций и структур ЕС. И в первую очередь из-за упрямой нашей приверженности к однокорпусным танкерам, хождение которых, по ее мнению, надо прекратить.
Крупные танкеры, на которые рассчитаны строящиеся и модернизируемые порты в восточной части Балтийского моря, способны перевозить существенно больше нефти, чем «Престиж», авария которого привела к гибели более чем 300 тысяч птиц у берегов Испании! Уже сегодня каждый день один танкер со 100 тысячами тонн нефти пересекает границу, выходя из российских территориальных вод...
И у ЕС еще имеется время на «перевоспитание» восточного соседа. Как говорилось выше, статус «особо уязвимого района» утвержден пока только предварительно. А далее государства побережья разработают и предложат в течение ближайших двух лет комплекс охранных и защитных мер, который и должен лечь в основу окончательного решения ММО. Так что надежды на проявление Россией солидарности наши соседи пока не теряют.

Лина ЗЕРНОВА
фото ИНТЕРПРЕСС


Кстати
В настоящее время в мире насчитывается шесть особо уязвимых морских районов. Это Большой Барьерный Риф (Австралия), Архипелаг Сабана-Камагиэй (Куба), остров Малпело (Колумбия), острова Флориды (США), Ваден Зее (Германия и Нидерланды) и Национальный резерват Паракас (Перу).