Триста первое лето

26 апреля 2004 10:00

Ну не везет туристическому ведомству в Питере, хоть ты плачь! Уж сливают бедных чиновников разливают, то их с «культурой» объединят, то здравницы добавят, то департамент образуют, то управление... Вот и теперь: на днях стало известно, что Комитет по туризму и развитию курортов городской администрации как самостоятельная структура приказал долго жить, а его функции берет на себя вновь формирующийся Комитет по внешним связям и туризму.




Большинство наших зарубежных гостей - как и пять лет назад, и год назад - пожилые пары, путешествующие за счет социального страхования.


Инициировал очередные пертурбации вице-губернатор Андрей Черненко. «Актуальность существования Комитета по туризму как отдельного подразделения отпала» - так было объявлено на последнем заседании городского правительства.
Наверное, и правильно. Государственных турфирм на берегах Невы нет, а когда принадлежащие городу пакеты акций во всех крупных гостиницах перейдут к коммерсантам (сейчас лакомые кусочки выставляются на торги), туриндустрия и вовсе будет развиваться исключительно по законам рынка. Так что о централизованном руководстве отраслью придется забыть. Кроме того, пройдет всего каких-нибудь полгода, и государственный контроль за сферой отдыха и путешествий донельзя упростится: по крайней мере, обязательного лицензирования этих видов деятельности с января 2005 года уже не будет.
- Ожидаем негативных последствий, - признается замглавы «уходящего» Комитета по туризму, переживший несколько начальников этого ведомства, Борис Шевенко. - И без того отрасль нестабильна... Туризмом как бизнесом не занимается только ленивый: скажем, у нас, в северной столице, зарегистрировано более полутора тысяч туристических компаний. Поверьте - нам нужно гораздо меньше!..
Вопрос, конечно, спорный. Допустим, а нужно ли нам столько обувных магазинов - на каждом углу, в каждом подвале? Кажется, если собрать все сапоги и босоножки, которые есть в продаже, получится не меньше полсотни пар на душу населения (включая грудных младенцев), тем не менее башмачные лавочки процветают. Другое дело - качество... Об отклеивающихся подошвах сегодня говорить не будем, а вот число турпредприятий, «кидающих» клиентов, по информации г-на Шевенко, последнее время снова растет. «Разумеется, отмена лицензирования лишь подольет масла в огонь», - подчеркнул он на встрече с журналистами, состоявшейся в пятницу в пресс-центре АБН. Боятся специалисты и того, что со вступлением России во Всемирную торговую организацию западные акулы туриндустрии, демпингуя, вытеснят отечественных предпринимателей с нашего же рынка - как это произошло, например, в Бразилии (где, по словам г-на Шевенко, местный турбизнес под напором «импортных» топ-менеджеров вообще умер). Впрочем, может, для потребителя это и к лучшему? Будет шанс купить напрямую, без посредников, качественный и недорогой тур в тот же Рио...
Иная проблема, что для города куда важнее въездной туризм. С позиции вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, прошедшее 300-летие в плане раскрутки бренда «Санкт-Петербург» себя оправдало, но главный его минус в том, что «оно прошло». Память у заграничных обывателей короткая; образ северной столицы России, увиденный по телевизору, на фотографиях в газетах, пусть даже сильный и яркий, из их сознания исчезает. Или его надо чем-то столь же ярким подкрепить - или он вовсе улетучится.
Вообще-то по потенциальной привлекательности наш город занимает восьмое место в мире, опережая Прагу, Мюнхен, Берлин, и в то же время 85% жителей планеты в принципе не знают о существовании Петербурга. А среди знающих он позиционируется как «город отложенного спроса» («НГ» подробно рассказывала об этом в №73 от 2.10.2003). Вот и в этом году многие из тех, кто, по идее, не прочь был бы посмотреть фонтаны Петергофа, - на фоне которых Буш минувшей весной так эффектно пустил слезу, - поедут, скорее всего, в Афины. Олимпиада, промоушн...
А мы с кем встречаем 301-е лето? Большинство зарубежных гостей северной столицы - как и пять лет назад, и год назад - пожилые пары, путешествующие за счет социального страхования. Мнения экспертов расходятся - одни полагают, что это плохо: мол, посмотрят Эрмитаж и Царское Село, ни доллара лишнего не потратят, галочку поставят - «были». И больше сюда не вернутся. Другие, напротив, уверены, что вслед за родителями приедут и дети... Так или иначе, где сегодня молодежные компании, где средний класс среднего возраста? Где-то, но не здесь. Для этой категории туристов нужны недорогие комфортабельные отели и хостелы, которых в городе на Неве по-прежнему не наблюдается. В тоже время в Петербурге происходит смещение акцентов государственной политики в отношении гостиничного комплекса. С одной стороны, казалось бы, ясно, и давно, что городу катастрофически не хватает отелей «две-три звезды», в то время как «пятизвездных» - переизбыток. При этом новых гостиниц среднего класса что-то не видно (хотя и пятна под застройку инвесторам выделялись на льготных условиях, и дома в центре города отдавали на реконструкцию); зато гостиницы высокого класса появляются как ни в чем ни бывало, вновь и вновь.
Директор по маркетингу свежеиспеченного гранд-отеля «Эмеральд» Татьяна Ефимова говорила о перекосах: летом за номера идет драка, а зимой - увы... Вместе с тем на вопрос «Новой газеты»: «Не является ли перекосом само появление еще одной элитной гостиницы?» - последовал ответ: «Ничуть не бывало». Частная фирма блюдет, естественно, свои интересы, а не пресловутые «интересы города», жаловаться же, по оценке, г-жи Ефимовой, пока не на что: все номера забронированы до осени. А вот осенью с интуриста придется переключаться на «внутреннего корпоративного клиента», благо в «Эмеральде» есть и казино, и бани, и грязи... Что, кстати, на взгляд профессионалов, вполне соответствует мировым тенденциям: в развитых странах «просто гостиницы» давно уже не строят - строят либо культурно-развлекательные, либо бизнес-центры с номерами для проживания.
Тем не менее продается наш город на международном туристическом рынке на редкость неравномерно. Сопоставлять в этом смысле Петербург, как объясняют специалисты, следует не с Лондоном или Парижем, и даже не с Прагой (Прага, к слову сказать, заметно дешевле), а со Стокгольмом. При том, что северную столицу за прошлый год посетило 3,1 миллиона гостей из-за рубежа, а столицу шведского королевства - 3,7 миллиона вояжеров, только треть из которых приходится на иностранцев (шведы сами любят путешествовать по своей стране), и лишь четверть останавливались в гостиницах (остальные - у знакомых, на частных квартирах), так вот, при этом загрузка отелей у них достигает 80% и зимой, и летом. В питерских же гостиницах в «низкий» сезон 80% мест пустует. А ведь в Швеции дождь, снег, холод - все, как у нас... Отчего же такая колоссальная разница? Определить наконец наши приоритеты, выявить сильные и слабые стороны конкурентов и выработать на этой основе концепцию продвижения нашего туристического продукта, очевидно, поможет глобальная аналитическая работа.
Победитель открытого конкурса на проведение исследования питерского рынка отдыха и путешествий (среди претендентов - авторитетные консалтинговые фирмы) будет назван уже на днях, и деньги из федерального бюджета выделены - 15 миллионов рублей. Только вот есть опасения. А ну как выяснится, что для поднятия рейтинга нам надо построить Диснейленд, аквапарк, открыть еще штук двадцать игорных домов, парочку горнолыжных курортов... А Русский музей - ну его совсем?..

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото ИНТЕРПРЕСС


Справка «Новой»
В пятерку представителей дальнего зарубежья, наиболее активно посещающих Питер, входят финны, американцы, немцы, французы, итальянцы. Нам же, по экспертным оценкам, выгодно привлечь как можно больше выходцев из Тихоокеанского региона (Индонезии, Малайзии, Сингапура, Гонконга), увеличить долю граждан Германии, а также шведов, которые, по сравнению с их соседями из Суоми, ездят к нам неохотно.
Отдельно среди наиболее желанных для Петербурга визитеров называют представителей Поднебесной и Страны восходящего солнца. Китайцы сегодня считаются самой играющей нацией в мире, для них даже организуют специальные туры по казино разных стран. А про соотечественников Куросавы говорят, что они как «раки, которые в мутной воде не живут»: если уж они сюда приехали на отдых, значит, место благополучное. То есть это своего рода индикатор (ну и, само собой, реклама городу). Кроме того, жители Токио и Осаки - гости прибыльные, в чужих странах очень много тратят на «сопутствующие услуги» (сувениры, кафе, выставки). Зато японцы и крайне привередливы, в том числе помешаны на санитарии (вплоть до того, что берут соскобы со стен в гостинице и отправляют на анализ); а все информационные материалы для них должны быть переведены и напечатаны иероглифами - ибо, как это ни удивительно, другими языками, кроме родного, «самураи» обычно не владеют.



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close