Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Муниципал – имя прилагательное

6 мая 2004 10:00

Недавно вице-губернатор Виктор Лобко поделился своими взглядами по поводу местного самоуправления на партийной конференции питерского отделения «Единой России». И заявил, что организация МСУ на районном уровне, на которой настаивают нелюбимые им с давних времен демократы, - вещь чрезвычайно вредоносная.




Виктор Лобко знает...


По словам Виктора Николаевича (в прошлом секретаря обкома КПСС и зам. зав. отделом ЦК КПСС), «в сознание людей внедряется позиция, которая ведет к демонтажу существующей системы исполнительной власти». Стоит только создать районные муниципалитеты, полагает Лобко, как «город будет ввергнут в анархию», «районы превратятся в удельные княжества» и «никто не сможет оперативно решать вопросы». Лучше уж «наполнить новым содержанием» сложившуюся систему МСУ... При этом вице-губернатор выразил надежду на то, что «Единая Россия», членом городского руководства которой он ныне является, решительно поддержит его в борьбе с районным самоуправлением...
Что же, буквально те же слова звучали семь лет назад, когда питерские политики обосновывали создание той самой системы МСУ, с разделением города на 111 муниципалитетов, которую теперь вице-губернатор Лобко предлагает наполнить «новым содержанием».
Тогда, выполняя требования федерального закона, нужно было срочно организовывать в Петербурге местное самоуправление. Однако организовывать его в границах районов (как это было в 1990 - 93 годах) губернатору Владимиру Яковлеву очень не хотелось. И понятно, почему: глав районных администраций назначал он сам, а если бы возникло районное МСУ, совершенно независимое от Смольного, командовать им уже никак бы не получилось. Аренда помещений, выделение участков под застройку, выдача разрешений на торговлю и многое другое, что традиционно служит источником дополнительных доходов для чиновников, немедленно ушло бы из-под «контроля губернатора». Как же такое пережить?
Найденный выход был прост до гениальности. Муниципалитеты решили «измельчить», создав их практически в границах территорий, обслуживаемых одной жилконторой. Это давало возможность наделить МСУ мизерными полномочиями, лишив их хоть какого-то влияния на ситуацию в городе. Районы же остались «административными единицами», где была только назначенная губернатором исполнительная власть, но не было выборной представительной.
В мае 1997 года Законодательное собрание одобрило эту схему. Среди депутатов тоже нашлось немало противников районного МСУ, которые могли стать потенциальными конкурентами городским законодателям, снижая уровень их влияния на «подведомственной» территории. Аргументы были те же, что и сейчас: стоит только избрать районные муниципальные советы, как «нарушится единство городского хозяйства» и город «развалится на части», потому что муниципалитеты немедленно поделят между собой мосты, станции метро, линии электропередач, водопровод, канализацию, почту, телеграф, телефон... И про «удельные княжества» говорили, и про «анархию» - лишь бы обосновать отказ от создания самостоятельной районной власти. А то, что Лондон, Париж, Гамбург, Вена, Стокгольм, Варшава и другие многочисленные города Европы, где существуют выборные районные муниципалитеты, не «разваливаются на части», скептиков ни в чем не убеждало...


Голодовка - оружие муниципала


Что же, минуло семь лет, в течение которых система с «мелкой нарезкой» МСУ убедительно показала свою неэффективность. При этом районы как раз и стали «удельными княжествами», где до губернатора далеко, а до президента высоко. И главы районных администраций творят что хотят на территории, которую они полагают отданной им «на кормление». Никакого «гражданского контроля» за ними нет, и не стоит удивляться, что, скажем, василеостровский глава г-н Евстрахин без малейшего стеснения демонстрирует жителям района, что их мнение по поводу очередного уплотнения или возведения торговых павильонов - пустой звук...
Но будем справедливы к Виктору Лобко: в одном он безусловно прав. Возврат к районному самоуправлению (не так плохо работавшему в начале 90-х годов, - во всяком случае, когда были райсоветы, контролировавшие администрации, таких безобразий, как сейчас, не наблюдалось) действительно означает демонтаж существующей системы исполнительной власти. Точнее, демонтаж ее абсолютно бесконтрольной для граждан вертикали.
Понятно, что сама вертикаль вовсе не хочет, чтобы ее демонтировали. Именно потому Смольный противится всем законодательным инициативам подобного рода и упорно отказывается выполнять принятое почти год назад - в июне 2003-го - постановление городского парламента о проведении опроса граждан на предмет создания районного МСУ.
Депутат Константин Сухенко (между прочим, член фракции «Единая Россия») даже внес по этому поводу проект нового постановления ЗакСа - об обжаловании в суде бездействия Смольного. Кстати, по его информации, идею районного МСУ поддерживает около 80% граждан...
Впрочем, в Смольном, скорее всего, по-прежнему искренне полагают, что источником власти в Петербурге является вовсе не народ, а губернатор.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
фото ИНТЕРПРЕСС