Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кад на перепутье

7 февраля 2002 10:00

Похоже, что, несмотря на заверения российского президента, остановка строительства кольцевой автодороги вокруг Петербурга может стать реальностью. Последние события свидетельствуют о том, что в лучшем случае КАД уготована судьба очередного долгостроя.





Генеральные подрядчики не могут прийти в себя от изумления. В конце декабря Министерство транспорта РФ издало распоряжение, из которого следует, что с начала января будет проводиться новый открытый конкурс «на размещение заказа на выполнение с 2002 года работ по строительству первой очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга». Речь идет о Восточном полукольце, протянувшемся от Приморского до Московского шоссе. В качестве причины называют тот факт, что 31 декабря 2001 года окончился срок действия согласования Министерством экономического развития и торговли РФ размещения заказов у прежних генеральных подрядчиков. Так что сматывайте удочки, уважаемые строители.
Это стало для них полной неожиданностью. Ведь в феврале прошлого года, когда проходил конкурс, компаниям ясно дали понять: у вас есть два года на то, чтобы, начав с нуля, представить приятную возможность президенту и губернатору в преддверии юбилея города перерезать еще одну ленточку. Ни о каких «согласованиях» не было и речи. Руководство некоторых фирм-победителей о них до поры до времени и слыхом не слыхивало. Но, как известно, если есть серьезная необходимость за официальной бумажкой, на которую можно сослаться, дело не станет.
Подрядчики, среди которых такие фирмы, как «Возрождение», «Мостотряд-19», «БСК» и др., с самого начала столкнулись со множеством трудностей. Иногда ситуация становилась просто парадоксальной. Например, подрядчик в соответствии с утвержденным на самом высоком уровне проектом начинает вырубку леса, где должна проходить дорога. Тут же появляется местный лесничий и накладывает на компанию штраф за незаконную вырубку. Хотя компания на срубленные деревья и не претендовала... Можно долго перечислять и многочисленные объективные технические сложности. Основная - необходимость укрепления слабых грунтов. Петр I в свое время основал город, названный в честь его святого тезки, на болоте, и за прошедшие без малого 300 лет здесь мало что изменилось.
Ушаты помоев были вылиты на строительные компании на общественных слушаниях, которые в соответствии с распоряжением губернатора необходимо проводить, если речь идет о расселении жилых домов, «вставших на дороге» у КАД. Руководство фирм не успевало отбиваться от претензий граждан, частью вполне оправданных, частью - нет (были случаи, когда гражданское недовольство оказывалось не более чем хорошо организованной акцией конкурентов).
Кроме того - деньги. Подрядчики, вняв просьбам из Москвы, старались не останавливать строительство, даже когда бюджетное финансирование давало сбой. Верили столичным чиновникам на слово, фактически кредитуя Минфин. Оплачивали жилье «вынужденным переселенцам», закупали, частью в кредит, дорогостоящую иностранную технику. (Что теперь с ней делать - непонятно: для других работ она не подходит.) Первопрестольная же свои прошлогодние обязательства выполнять явно не спешит. До сих пор не проведена даже инвентаризация уже осуществленных работ и не внесены предложения по расчету с подрядными организациями. Им остается лишь ждать у моря погоды. Срок был отведен до 1.01.2002 года. Кстати, опять же в нарушение данного документа, компании, работающие на КАД, были уведомлены о существовании распоряжения не в трехдневный срок, а лишь чуть более недели назад.
Претензий к дирекции по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга накопилось достаточно. Порой создавалось впечатление, что их основная задача - молчать до последнего, как Мальчиш-Кибальчиш на допросе. Журналисты знают, что получить информацию, касающуюся финансирования работ, новых распоряжений, поступающих из Москвы, и т.д., от дирекции было практически невозможно. Создавалось впечатление, что сооружается не столько окружная дорога (кстати, на деньги налогоплательщиков), сколько сверхсекретный объект. Единственная информация, которую можно было добыть без боя, касалась блестящих успехов, о которых не уставал вспоминать на общественных слушаниях руководитель дирекции Егор Тратников. (Как было, к примеру, на последних слушаниях в Невском районе.)
Узнать, как реально обстоят дела на строительстве КАД, невозможно и у генеральных подрядчиков. В лучшем случае они согласятся поговорить, и то особо отважные, к тому же с условием, что источник информации не будет раскрыт. Ларчик открывается просто. В их договоре с дирекцией существует пункт, запрещающий под страхом ужасных кар какое-либо общение с прессой. Неудивительно - дирекция и в этом случае решила не изменять себе и хранить гордое молчание. По их заверениям явно затянувшаяся мхатовская пауза будет прервана лишь тогда, когда поступит соответствующее указание из Москвы.
А вопрос-то на самом деле всего один. Чем провинились питерские подрядчики, да при том все сразу? Кстати, судя по всему, проштрафились они буквально в последние два месяца. Ведь еще осенью дирекция заявляла, что с ее стороны к ним никаких претензий нет: работы проводятся качественно, существенного отставания от графика нет.
На этот счет существует версия, которая представляется наиболее вероятной. Происходящее - суть проявление дискриминации по «петербургскому признаку». В феврале прошлого года в конкурсе участвовали и московские фирмы. И все они проиграли. Видимо, это их до глубины души оскорбило. Воспользовавшись тем, что определенная часть старой московской гвардии взирает на экспансию петербуржцев в высшие коридоры власти с плохо скрываемым раздражением, они смогли пролоббировать новый конкурс. Так что не исключено, что день подведения итогов нового конкурса - 19 марта - станет красным днем календаря для московских строителей.
Вопреки известной аксиоме от подобной перестановки слагаемых результат может сильно измениться. Ведь москвичам придется делать новые проекты, утверждать их, заново закупать технику, договариваться с жителями на общественных слушаниях. А надеяться на то, что в этом им помогут петербургские подрядчики-отставники, было бы по меньшей мере наивно.

Леонид ПАНЧЕНКО
Фото Денис ВЫШИНСКИЙ