«пакетное» мнение

13 мая 2004 10:00

Сегодня, в день выхода номера, в Законодательном cобрании пройдет второе чтение «жилищного пакета» - законов о повышении тарифов на содержание и ремонт жилого фонда. А во вторник свое долгожданное экспертное заключение по вопросу экономической обоснованности новых тарифов представила Контрольно-счетная палата. Единственный вывод, который можно сделать из этого документа, - пакет не должен быть принят. Но будет ли сделан именно такой вывод?




По большому счету в заключении КСП нет сенсации - многие его положения уже озвучивались. Но сейчас Законодательному собранию представлен документ, который нельзя назвать иначе как разгромным.
«В нарушение требований Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утвержденной приказом Госстроя России от 29.12.1997, экспертная организация выбрана не на конкурсной основе...
Техническое задание экспертам содержит лишь часть необходимых для данного исследования вопросов. Остальные обязательные для исследования вопросы оставлены за его пределами...
Столь важное для города и его жителей исследование было поручено лишь двум экспертам, а стоимость услуг по проведению экспертизы составила 75 тысяч рублей, что явно недостаточно для проведения качественного экспертного исследования. В то же время на исследование гораздо менее значимых для города проблем тратятся в десятки раз большие суммы...
Методы и качество проведенной ЗАО «Аудиторская фирма «КОНСАЛТ» экспертизы не соответствуют основным принципам и методам аудита тарифов...
Экспертиза выполнена некачественно, с допущением в отдельных расчетах арифметических ошибок...
Цель экспертизы не достигнута и результаты ее не могут служить экономическим обоснованием предложенных тарифов...»
Все процитированное означает, что вместо нормальной экспертизы (учет результатов которой, напоминаем, обязателен при любом изменении тарифов) депутатам представили развесистую клюкву. Но это далеко не все.
Помимо того, что КСП требует провести реальную независимую экспертизу, она настаивает на том, чтобы включить в доходную часть бюджета города платежи населения за содержание, ремонт и наем жилья и, соответственно, в расходную часть - расходы на эти цели. Того же, заметим, требует и федеральный закон.
Кроме этого, выясняется, что региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг в Петербурге на 2004 год, утвержденный постановлением городского правительства в конце марта, более чем на треть выше федерального стандарта. Иными словами, Смольный взял на себя повышенные обязательства - с точки зрения квартплаты для жителей. Ни один из прочих субъектов федерации такого рвения не проявлял...
«Основой установления тарифов служат фактические расходы ГУЖА, которые при отсутствии конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов других организационно-правовых форм являются монополистами в сфере оказания жилищных услуг, - говорится в заключении КСП. - Для обеспечения надлежащего обслуживания жилищного фонда необходимо, прежде всего, реформировать систему оказания услуг в жилищной сфере».
Иначе говоря, КСП в своем заключении полагает, что надо делать ровно то, чего не собирается делать питерская администрация. А до того - не принимать никаких решений о повышении тарифов, поскольку деньги просто уйдут в песок.
С критикой «жилищного пакета» выступило и питерское «Яблоко», заявившее, что «под словесные заклинания о будущих реформах нам в очередной раз предлагают заплатить вперед. Граждане будут платить больше, но качество предоставляемых им жилищных услуг не улучшится. С таким же успехом увеличение платы за электроэнергию можно назвать реформой электроэнергетики». «Яблочники» считают, что повысить тарифы можно лишь на «инфляционную составляющую», отсчитанную со времени последнего изменения тарифов. Другое их предложение - не взимать повышенную плату за обслуживание квадратных метров, занимаемых сверх «социальной нормы» (администрация города, напомним, предлагает брать за «лишние» метры почти вдвое больше).
Ко второму чтению пакета уже внесено множество поправок. Так, предлагается не повышать тарифы до 1 января 2005 года, не делать этого до тех пор, пока городское правительство не утвердит перечень базовых работ и услуг, оказываемых при содержании и ремонте жилищного фонда, устанавливать плату за наем жилья не решением правительства города, а законом, сделать не таким крутым рост тарифов и так далее...
В общем, казалось бы, все хорошо - предлагаемый Смольным рост тарифов необоснован, и все дружно выступают против него. Но практически то же самое было перед первым чтением «жилищного пакета», а что было потом, хорошо известно. А потому повторение пройденного вполне возможно - тем паче что на депутатов (а также на КСП) изо всех сил давят из Смольного. Вице-губернатор Олег Виролайнен вновь днюет и ночует в Мариинском дворце, уговаривая принять пакет законов. При этом любая критика в адрес этих законов вызывает сильнейшее недовольство у Валентины Матвиенко.
Понять ее, конечно, можно: предложения Владимира Путина давно уже почти никто не осмеливается публично критиковать, и Валентина Ивановна, видимо, искренне недоумевает, что в Питере не берут «под козырек», обсуждая законы, внесенные президентским протеже...
Ключевым, впрочем, будет все же не второе, а третье, окончательное чтение «жилищного пакета». Оно может пройти уже на следующей неделе. Тогда-то мы и увидим, будет ли вновь реализован получивший в последнее время широкое распространение универсальный принцип: «Я, конечно, имею собственное мнение, но я с ним не согласен».

Борис ВИШНЕВСКИЙ
фото Алексея ВЫСОЦКОГО