Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Ученье – свет, но кодекс нам дороже

7 февраля 2002 10:00

С декабря прошлого года зарплата бюджетников повысилась - вступила в силу новая Единая тарифная сетка, от которой, собственно, размер зарплаты и зависит. В целом, конечно, повышение не особенно впечатляющее, но хоть какое. Вот только кто-то при этом, вопреки элементарным законам логики, стал получать не больше, а меньше. И пострадавшими, как ни странно, оказались учителя престижных гимназий города.





Учительская зарплата, конечно, никогда не поражала воображение своей щедростью. Положение хоть как-то спасали многочисленные надбавки, установленные в Петербурге за счет средств городского бюджета. Они могли достигать 160% от тарифной ставки, благодаря чему зарплата бюджетников кое-как дотягивала до сумм, обеспечивающих скромное существование. После общего повышения ставок ЕТС городские доплаты не увеличились: они по-прежнему отсчитываются от старых окладов, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшей тарифной сеткой. А в нескольких учебных заведениях городские доплаты и вовсе ликвидированы. Речь об образовательных учреждениях федерального подчинения.
Среди множества городских школ, училищ и гимназий в федеральном подчинении находится лишь одиннадцать: Вагановское балетное, Суворовское военное и Нахимовское военно-морское училища, пять кадетских корпусов, физико-математическая школа
№ 157 при Физико-техническом институте имени Иоффе, Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета и гимназия при Академии художеств. До декабря преподаватели и прочие сотрудники большинства этих учреждений благополучно получали городские доплаты к тарифным ставкам. А потом их ознакомили с распоряжением губернатора от 29.11.01 № 1251-ра, согласно которому они этих доплат лишались. И, скажем, учителя из знаменитой физтеховской школы № 157, которой по праву гордится Петербург, а выпускники которой впоследствии составляют золотой фонд не только питерской, но и российской науки, начали получать почти в полтора раза меньше, чем те, кто работает в соседних, обычных районных школах. Почему?
«В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ, - пишет Владимир Яковлев в ответе на депутатский запрос, - расходы на содержание учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти Российской Федерации, должны финансироваться исключительно из федерального бюджета. В связи с вышеизложенным, к сожалению, Администрация Санкт-Петербурга не вправе выплачивать региональные доплаты работникам образовательных учреждений федерального подчинения из средств бюджета Санкт-Петербурга».
Но ведь Бюджетный кодекс вступил в силу два года назад - 1 января 2000 года. Между тем региональные доплаты для работников и 157-й школы, и Академической гимназии Университета, и других федеральных учреждений все это время, вплоть до 1 декабря 2001 года, благополучно существовали. Может быть, в Смольном все это время не знали, что доплаты незаконны? Или все было вполне законно - ведь прокуратура не вносила на эту тему никаких протестов? Кстати, наличие этой статьи в Бюджетном кодексе вовсе не препятствует финансированию за счет городского бюджета надбавок к зарплате нескольким школам. Для этого достаточно выделить им соответствующие средства в виде целевых субвенций, что Кодекс делать разрешает.
Кстати, в указанной 84-й статье записано, что исключительно из федерального бюджета финансируются также расходы на национальную оборону, федеральную судебную систему, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. Но это вовсе не мешает питерской администрации ежегодно вносить в Законодательное собрание проект городского бюджета, где есть разделы со всеми перечисленными «запрещенными» названиями. Любой желающий может в этом убедиться, открыв городской бюджет-2001 или недавно принятый бюджет-2002. На указанные «федеральные» разделы там выделяются немалые средства - по самым приблизительным оценкам, порядка на два больше, чем ушло бы на доплаты сотрудникам десятка учреждений образования, имеющих несчастье числиться «не по той» принадлежности.
Почему пострадавшими оказались именно школы? Об этом можно только догадываться. Вот, например, не дашь денег суду - глядишь, еще примет какое-нибудь «не то» решение. А школа - учреждение тихое, безответное. Погорюют - и привыкнут...

Борис Вишневский