Служили два товарища

24 мая 2004 10:00

Вчера на территории петербургского колумбария открыли мемориал к столетию автомотоспорта России. Причем памятник - сугубо частный, он установлен на личные средства одного эмигранта, бывшего «врага народа». Почему именно в Петербурге? Да потому что отечественная автомотоистория начиналась именно здесь. Почему в крематории? Только здесь нашлось для этого место.




Два товарища успели отработать всего год испытателями военных мотоциклов, как началась война, и они ушли добровольцами на фронт. «На каждом мотоцикле надо было накатать по 25 километров, вот мы и наматывали круги вокруг озера неподалеку от нынешнего шоссе Революции», - вспоминает Игорь Бюллер, председатель совета ветеранов автомотоспорта.
А в 1941 году он и его друг Сигизмунд Дичбалис служили связистами под Лугой. И если Бюллер дослужился до старшего сержанта, то Дичбалис попал в плен и был вынужден работать у немцев чернорабочим. А позже, работая уже печником, он связался с партизанами и передавал им информацию с немецких телеграфных лент. Но все же к окончанию войны, понимая, что ждет его на родине, где он, как и любой, кто побывал в плену, считался врагом народа, Сигизмунд рассудил, что не остается ничего другого, как перебежать к американцам.
Потом он перебрался в Австралию, где остался жить и даже разбогател. «Сигизмунд заработал капитал собственным трудомю. Чем он только не занимался, перепробовав десятки профессий - от мусорщика до фоторепортера», - рассказывает его военный товарищ.
Однако бывший мотоциклист помнил своих русских друзей. И помнит их по сей день. На Новый год, например, оставшимся в живых восьми одноклассникам прислал по сотне долларов. А в знак благодарности бывшей учительнице в свое время даже купил квартиру в Петербурге. А теперь вот - увековечил имена ушедших из жизни автомотоспортсменов...
Возможно, немногие знают, что отечественный автомотоспорт имеет вековую историю, которая начиналась именно здесь, в Петербурге. Первая автомобильная федерация была создана в северной столице в мае 1904 года. Ее председателем стал князь Оболенский. Странно смотрятся на стеле рядом с именами наших современников титулы: княгиня, граф, князь. Но все дело в том, что этим молодым в те времена видом спорта были очарованы люди еще той, старой закваски. К примеру, княгиня Долгорукая имела не свойственное для женщины хобби - гоняла на автомобиле. А после 1917-го, в годы эмиграции, увлечение драматическим образом превратилось в профессию - во Франции она работала таксистом.
Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, как известно, появился в Германии в 1885 году. А уже через несколько лет и наши соотечественники Яковлев и Фрезе (также увековеченные на обелиске) создали это чудо техники. Первая же мотогонка прошла в Петербурге неподалеку от железнодорожных станций Александровка и Стрельна в октябре 1898-го. Победителем стал опять же петербуржец Павел Беляев. Так что нет ничего удивительного, что первый в России памятник автомотоспортсменам установили именно в северной столице. Почему на территории крематория? Именно здесь нашлось место для памятника. Хотя администрация крематория, позволив установить здесь мемориал, на всякий случай сняла с себя всю ответственность за него...
Сегодня на плите увековечены имена 28 спортсменов. Но этим список не исчерпывается. По желанию родственников, гранитная плита с изображением, фамилией и регалиями сможет украсить мемориал за вполне посильную плату. Ирина Травина, внучка старейшего мотоиспытателя Ивана Константинова, хочет сохранить имя своего деда для потомков. «Мемориал - это хорошее, доброе дело, но грустно то, что этот памятник поставлен на личные средства. Это еще один упрек государству, на которое не приходится рассчитывать», - говорит она.

София АНДРЕЕВА
фото Николая КУХАРСКОГО



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close