«десятина» для застройщика

1 июля 2004 10:00

Закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции», устанавливающий, в частности, как будут выделяться земельные участки под застройку, наконец-то принят - после 9-месячного ожидания (работу над ним начали еще осенью). Правда, за время, прошедшее от первого чтения до третьего, в нем многое изменилось. В том числе и ключевое положение о запрете на предоставление участков целевым назначением...



Первоначальная идея авторов закона во главе со спикером ЗакСа Вадимом Тюльпановым состояла в том, чтобы участки предоставлялись исключительно по результатам торгов. Вообще говоря, в городском законодательстве нечто похожее уже существовало - закон «Об инвестициях в недвижимость» декларировал конкурсный принцип предоставления участков. И лишь в порядке исключения допускалось целевое предоставление.
На практике, однако, исключение стало правилом: 99% участков предоставлялись целевым назначением, без всякого конкурса или торгов - заранее определенному инвестору. Что приводило к понятным последствиям: городской бюджет получал от будущего застройщика куда меньше, чем мог бы. Попадала ли, в знак благодарности за целевое предоставление участка, часть сэкономленных застройщиком средств в частный карман вместо городского - вопрос явно риторический...
В декабре 2003 года закон был принят в первом чтении, но затем началась «большая работа». Нетрудно было понять, что попытка запретить целевое предоставление участков вызовет бешеное сопротивление, а во влиянии строительного лобби на Смольный никто не сомневался ни при Яковлеве, ни при Матвиенко.
В итоге при втором чтении в законе появились нормы, разрешающие администрации предоставлять целевым образом участки так называемым «стратегическим инвесторам». А именно - инвесторам, принимающим участие в реализации проектов, «имеющих особо важное значение для социального, культурного и иного развития Санкт-Петербурга».
Кто будет определять, имеет ли соответствующий проект особо важное значение и, соответственно, является ли инвестор «стратегическим» - не уточнялось. По умолчанию это, видимо, отдавалось на усмотрение городской администрации...
Тем не менее и то, что получилось, Смольный не устроило. Ведь сохранив в законе возможность «целевого предоставления», депутаты все же приняли поправку Михаила Амосова, которая запретила давать целевым образом участки под жилищное строительство. Иначе говоря, вывела из-под целевого предоставления наиболее привлекательный сектор.
Реакция последовала незамедлительно: строители организовали в городских СМИ пропагандистскую атаку, а Валентина Матвиенко заявила, что из торгов «нельзя делать фетиш». В итоге во время третьего чтения была принята поправка к закону, предложенная комиссией по социальным вопросам: земельный участок может быть предоставлен целевым способом под жилищное строительство, если застройщик обязуется передать 10% построенного жилого фонда в собственность города.
Председатель комиссии по социальным вопросам Наталия Евдокимова, обосновывавшая эту поправку, напомнила, что городская очередь на получение жилья практически остановлена, и после 1990 года она, по сути, заморожена. До сих пор квартиры дают лишь тем, кто встал «на улучшение жилищных условий»... до 1 января 1979 года. «Стыдно перед гражданами, которым мы ничем не можем помочь», - говорит Евдокимова. Кстати, подобная «десятина», взимаемая со строителей, в свое время существовала, и именно таким путем и решались многие жилищные проблемы. Но в 1991 году распоряжением Анатолия Собчака строителей от нее освободили - и очередь встала намертво...
Однако хорошо известно, что сейчас немалая часть вводимого жилья - улучшенной планировки, в элитных домах и кварталах. Полученная в таких домах «десятина», по мнению все того же Михаила Амосова (он единственный, кто возражал против поправки), не может быть использована для обычных очередников. Ведь покупатели элитного жилья хотят жить вместе с теми, кто находится с ними примерно на одной ступеньке социальной лестницы, а не с очередниками, которые по определению находятся на этой лестнице в самом низу. «Не получится ли так, что в итоге эти квартиры будут давать чиновникам?» - вопрошает Амосов. Кроме этого, по его мнению, убыток для бюджета, полученный в результате предоставления участков без конкурса, может оказаться куда больше, чем стоимость 10% квартир.
Ну что касается элитного жилья, которое все равно нельзя раздать очередникам, - эта проблема решается несложно. Достаточно не предоставлять целевым назначением участки под элитную застройку, ограничившись строительством обычных жилых домов. И получить при этом возможность хоть как-то сдвинуть очередь на получение жилья. В которой сегодня стоят около 750 тысяч человек и которая при нынешних темпах обеспечения очередников закончится примерно через 50 - 60 лет.
Что касается возможных потерь для бюджета - здесь все куда серьезнее. А что соответствующие опасения имеют основания, доказывает факт, что строители крайне обрадовались данной поправке. Их мнение уже выразил вице-губернатор Александр Вахмистров, заявивший, что строители «понимают, что лучше выделить городу 10% жилья, чем идти на торги». Понятно, что, если бы стоимость «десятины» была больше, чем стоимость земельного участка, определенная на торгах, строители восприняли бы поправку совершенно иначе...

Владимир МАКСИМОВ