«десятина» для застройщика

1 июля 2004 10:00

Закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции», устанавливающий, в частности, как будут выделяться земельные участки под застройку, наконец-то принят - после 9-месячного ожидания (работу над ним начали еще осенью). Правда, за время, прошедшее от первого чтения до третьего, в нем многое изменилось. В том числе и ключевое положение о запрете на предоставление участков целевым назначением...



Первоначальная идея авторов закона во главе со спикером ЗакСа Вадимом Тюльпановым состояла в том, чтобы участки предоставлялись исключительно по результатам торгов. Вообще говоря, в городском законодательстве нечто похожее уже существовало - закон «Об инвестициях в недвижимость» декларировал конкурсный принцип предоставления участков. И лишь в порядке исключения допускалось целевое предоставление.
На практике, однако, исключение стало правилом: 99% участков предоставлялись целевым назначением, без всякого конкурса или торгов - заранее определенному инвестору. Что приводило к понятным последствиям: городской бюджет получал от будущего застройщика куда меньше, чем мог бы. Попадала ли, в знак благодарности за целевое предоставление участка, часть сэкономленных застройщиком средств в частный карман вместо городского - вопрос явно риторический...
В декабре 2003 года закон был принят в первом чтении, но затем началась «большая работа». Нетрудно было понять, что попытка запретить целевое предоставление участков вызовет бешеное сопротивление, а во влиянии строительного лобби на Смольный никто не сомневался ни при Яковлеве, ни при Матвиенко.
В итоге при втором чтении в законе появились нормы, разрешающие администрации предоставлять целевым образом участки так называемым «стратегическим инвесторам». А именно - инвесторам, принимающим участие в реализации проектов, «имеющих особо важное значение для социального, культурного и иного развития Санкт-Петербурга».
Кто будет определять, имеет ли соответствующий проект особо важное значение и, соответственно, является ли инвестор «стратегическим» - не уточнялось. По умолчанию это, видимо, отдавалось на усмотрение городской администрации...
Тем не менее и то, что получилось, Смольный не устроило. Ведь сохранив в законе возможность «целевого предоставления», депутаты все же приняли поправку Михаила Амосова, которая запретила давать целевым образом участки под жилищное строительство. Иначе говоря, вывела из-под целевого предоставления наиболее привлекательный сектор.
Реакция последовала незамедлительно: строители организовали в городских СМИ пропагандистскую атаку, а Валентина Матвиенко заявила, что из торгов «нельзя делать фетиш». В итоге во время третьего чтения была принята поправка к закону, предложенная комиссией по социальным вопросам: земельный участок может быть предоставлен целевым способом под жилищное строительство, если застройщик обязуется передать 10% построенного жилого фонда в собственность города.
Председатель комиссии по социальным вопросам Наталия Евдокимова, обосновывавшая эту поправку, напомнила, что городская очередь на получение жилья практически остановлена, и после 1990 года она, по сути, заморожена. До сих пор квартиры дают лишь тем, кто встал «на улучшение жилищных условий»... до 1 января 1979 года. «Стыдно перед гражданами, которым мы ничем не можем помочь», - говорит Евдокимова. Кстати, подобная «десятина», взимаемая со строителей, в свое время существовала, и именно таким путем и решались многие жилищные проблемы. Но в 1991 году распоряжением Анатолия Собчака строителей от нее освободили - и очередь встала намертво...
Однако хорошо известно, что сейчас немалая часть вводимого жилья - улучшенной планировки, в элитных домах и кварталах. Полученная в таких домах «десятина», по мнению все того же Михаила Амосова (он единственный, кто возражал против поправки), не может быть использована для обычных очередников. Ведь покупатели элитного жилья хотят жить вместе с теми, кто находится с ними примерно на одной ступеньке социальной лестницы, а не с очередниками, которые по определению находятся на этой лестнице в самом низу. «Не получится ли так, что в итоге эти квартиры будут давать чиновникам?» - вопрошает Амосов. Кроме этого, по его мнению, убыток для бюджета, полученный в результате предоставления участков без конкурса, может оказаться куда больше, чем стоимость 10% квартир.
Ну что касается элитного жилья, которое все равно нельзя раздать очередникам, - эта проблема решается несложно. Достаточно не предоставлять целевым назначением участки под элитную застройку, ограничившись строительством обычных жилых домов. И получить при этом возможность хоть как-то сдвинуть очередь на получение жилья. В которой сегодня стоят около 750 тысяч человек и которая при нынешних темпах обеспечения очередников закончится примерно через 50 - 60 лет.
Что касается возможных потерь для бюджета - здесь все куда серьезнее. А что соответствующие опасения имеют основания, доказывает факт, что строители крайне обрадовались данной поправке. Их мнение уже выразил вице-губернатор Александр Вахмистров, заявивший, что строители «понимают, что лучше выделить городу 10% жилья, чем идти на торги». Понятно, что, если бы стоимость «десятины» была больше, чем стоимость земельного участка, определенная на торгах, строители восприняли бы поправку совершенно иначе...

Владимир МАКСИМОВ



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close