Со щитом или на щите

17 июня 2004 10:00

«И кому только в голову пришло повесить здесь рекламу?» - то и дело ворчат обыватели... Конечно, где попало, и кем попало наружные рекламоносители повешены быть не могут. Все очень строго. «Где» - вопрос сложный, можно сказать, больной; решение на этот счет принимает консилиум специалистов, и к консенсусу им прийти удается далеко не всегда. С вопросом «кто» чуть полегче. Когда места для установки щитов, тумб, перетяжек в тех или иных районах Питера наконец определены, в Городском центре размещения рекламы (ГЦРР) на набережной Лейтенанта Шмидта проводятся торги. Иными словами, на кусочек городского пространства, пригодный для маленького или огромного, скромного или роскошного паблисити, вы имеете право вполне легально... Нет, купить нельзя, но взять в аренду - запросто, хватило бы денег.




До последнего времени подобные мероприятия были закрытыми. Что, разумеется, порождало немало кривотолков. Я лично не раз в разных сообществах и по разным поводам слышала возмущенные реплики типа: «Скупили все на корню... чтоб их...» (дальше следовало название крупного рекламного агентства). И вот в конце минувшей недели на аукцион в ГЦРР впервые допустили прессу. Так что сегодня «Новая» приоткроет своим читателям завесу тайны: как же все это делается?..
В солнечный июньский день на торги было выставлено семь лотов - семь мест для отдельно стоящих щитов площадью 18 квадратных метров, по конкретным адресам в Невском, Приморском, Выборгском и Красногвардейском районах. Правда, первый лот сразу же сняли, поскольку задатка (квартальной арендной платы) за него никто из участников вовремя не внес. На второй лот, расположенный у дома 23 по Шлиссельбургскому проспекту, претендовали всего две фирмы; не более двух-трех желающих нашлось и на все остальные рекламные щиты - при том, что изначально по каждому из адресов было подано шесть-семь заявок. Организаторы объясняют ситуацию так: пакет документов формировался еще в декабре, и за полгода у потенциальных арендаторов могли измениться планы.
Аукцион проходил без особого энтузиазма. Киты рекламного бизнеса с видимым усилием поднимали цену, председатель комиссии по проведению торгов замглавы ГЦРР Дмитрий Знаменский вяло стучал молотком. В результате дороже всего - за 325 у.е. ушел щит на углу Новочерскасского проспекта и Гранитной улицы. Этот лот отыграл для своей структуры у соперника - ООО «ОММ» - генеральный директор ООО «Талер» Михаил Погосов. Теперь компания-победитель заключит с ГЦРР договор о предоставлении рекламного места и в течение года ежемесячно будет перечислять указанную сумму в городской бюджет. А сколько при этом будут перечислять в бюджет «Талера» рекламодатели, жаждущие увидеть свой логотип на Новочеркасском, осталось загадкой.
Вообще на любые вопросы о КПД своих предприятий участники аукциона отмалчивались или отшучивались - мол, секрет, фирмы. В аукционной комиссии (куда входят представители Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, Управления эстетики городской среды Комитета по градостроительству и архитектуре, Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ), Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Мухиной) говорили, что они «принципиально в эту кухню не влезают»; сторонние же наблюдатели прикидывали, что навар может составлять в среднем от 50 до 150%. Но это лишь предположения, а доподлинно известно одно: никаких барьеров по стоимости размещения рекламы заказчика на том или ином носителе нет, отношения в этом сегменте рынка сугубо коммерческие. То есть посредник между городом и рекламодателем, в роли которого и выступает рекламное агентство, может заработать колоссальные деньги, что называется, из воздуха.
Находись его конструкция в нужном месте...
В кулуарах торгов замглавы ГАТИ Александр Шанин признался корреспонденту «Новой», что нынешний аукцион по сравнению с предыдущими действительно выглядит чересчур гладким. Видимо, потому, что предложенные лоты дислоцировались в основном на окраинах. «Вот за перетяжки в центральных районах бились не на жизнь, а на смерть, - вспоминают специалисты. - Считай, тройную цену давали!» Хотя, по мнению экспертов, есть в этом явный перекос: центр-то ведь города уже настолько перегружен эмблемами и слоганами, что на фоне друг друга они неизбежно теряются, а в спальных районах наоборот - даже от одного небольшого, удачно расположенного щита может быть великолепная отдача. По прогнозам, уже через полгода расклад начнет меняться; правда, рекламные конструкции в исторической части города едва ли подешевеют, зато цены на окраинные паблисити-носители, скорее всего, постепенно поползут вверх.

Справка «Новой»
Кроме ЗАО «Талер», на прошедших торгах по одному лоту выиграли РИА «ВБ-Медиа» (угол Ириновского проспекта и Бокситогорской улицы); корпорация «Руан» (угол Новочеркасского проспекта и Перевозного переулка); ЗАО «БВ Медиа в Петербурге» (Шлиссельбургский проспект, 23); и два лота - ЗАО «Постер» (угол Приморского проспекта и Туристской улицы и Белоостровская улица, 9). Стартовая цена составляла 295 у.е., минимальный шаг - 10 у.е.
На сегодня к аукциону готовы еще 11 мест для аналогичных щитов (3х6 метров) и 5 рекламных мест на крышах домов, а в процессе подготовки находится 80 мест для наземных и 10 - для настенных щитов.

Валерия Стрельникова
фото Алексей ВЫСОЦКИЙ