Богоматерь в долг

24 июня 2004 10:00

60 с лишним лет заняло путешествие домой. В эти дни знаменитая Тихвинская икона Божьей матери возвращается из Америки через Латвию в Россию. По настоянию ее хранителя протоиерея Сергия Гарклавса нынче реликвия проделает тот же путь, каким она была вывезена из СССР в начале Великой Отечественной войны.
В разгар летнего солнцестояния Тихвинской Божьей матери поклонились рижане, со вчерашнего дня икона находится в Москве, а 28 июня прибудет в Петербург, в Александро-Невскую лавру. И наконец, 9 июля святыню передадут на хранение в Тихвинский Богородично-Успенский мужской монастырь. Дата не случайна. Давным-давно в память чудесного явления Тихвинской иконы в России отмечался праздник, и как раз 9 июля по новому стилю - в разные годы - было построено множество одноименных церквей, руины которых до сих пор сохранились по всей Ленинградской области.



Обязательным условием репатриации иконы из Чикаго в Ленобласть было восстановление ее обители - Тихвинского монастыря. Трудятся на этом объекте не покладая рук четыре строительные фирмы, выигравшие тендеры Госстроя России: проводят реконструкцию собора XVI века, монастырских стен и построек. Рабочий день длится от зари до зари, а учитывая белые ночи - едва ли не круглосуточно. При том, что зарплаты строители не видели уже около полугода.
Приостановку финансирования сами рабочие и их руководители связывают со сменой федерального правительства и ротацией чиновников Госстроя. Впрочем, проект в любом случае перспективный (программа полного восстановления монастыря рассчитана до 2010 года), и терять заказ смысла нет. Между тем, по словам замруководителя одной из подрядных структур - фирмы «Лира» Владимира Сердюкова, за свой счет к празднику им удастся подновить лишь внешний вид обители, и только. При должном же объеме финансирования успели бы закончить и внутреннюю отделку монашеских келий, да и других помещений тоже. А время не ждет: не исключено, что нынешний секвестр обернется в ближайшем будущем требованием дополнительных денежных вливаний, и немалых...
Что же произошло? По данным правительства Ленобласти, в этом году за счет федеральной казны по ведомству Госстроя РФ планировалось выделить на воссоздание Успенского монастыря 10 миллионов рублей, а перечислили всего 2,5 миллиона. Строители ждут, что централизованное финансирование вот-вот возобновится, а тем временем просят денег у областного губернатора (который уже пообещал поддержку в 2,5 миллиона).
Надо сказать, что к возвращению иконы на родину вообще шли долго и трудно. Ее хранитель, 77-летний протоиерей Американской автокефальной православной церкви Сергий Гарклавс, вот уже более 10 лет ежегодно посещает Тихвинский монастырь, чтобы посмотреть, как идут дела. Девять лет назад стартовала реконструкция обители, три года назад на звоннице впервые ударили в новые колокола. Всего же из областного бюджета на строительные работы и праздничные мероприятия по встрече иконы выделено 15 миллионов рублей; кроме того, за десять лет монахи собрали около 60 миллионов спонсорских средств. Казалось бы, суммы солидные. Однако воссоздание одного только золотого иконостаса обойдется минимум в 70 миллионов, а всю реконструкцию монастырского комплекса священнослужители оценивают в 300 - 400 (!) миллионов рублей.
В принципе, должна ли эта эпопея оплачиваться из денег налогоплательщиков, вопрос спорный. Все-таки государство у нас светское, и церковь от него, по крайней мере де-юре, отделена. С другой стороны, можно и не верить в чудотворность иконы, тем не менее любому здравомыслящему человеку, независимо от конфессиональной принадлежности, ясно, что реликвия эта не только религиозная, но и культурно-историческая, а монастырь - не только культовое сооружение, но и общероссийского значения памятник... Праздник возвращения тихвинской святыни так или иначе состоится, даты согласованы, приглашен президент страны, патриарх Алексий и его американский коллега. Неужто ударим в грязь лицом?

Подготовила Анна Симоненко
фото Николай КУХАРСКИЙ

Кстати
10 июня Санкт-Петербургское отделение Международной лиги защиты культуры подготовило очередное открытое письмо Владимиру Путину. И вновь - о судьбе многострадального Российского государственного архива, которое Управление делами президента собирается выселить из исторических зданий Сената и Синода.
Письмо подписано видными учеными и деятелями культуры: нобелевскими лауреатами Алферовым и Гинзбургом, академиками Александровым, Ананьиным, Инге-Вечтомовым, Бехтеревой, членом-корреспондентом РАН Абалакиным, вице-президентом РАЕН Фурсеем, композитором Петровым, поэтами и исполнителями Городницким, Дольским и многими, многими другими - всего 36 подписей.
Эти широко известные в России (да и не только в России) люди вновь пишут о том, что поспешное переселение бесценного архива из зданий Сената и Синода и особняка Лаваля грозит невосполнимыми потерями для сокровищницы российской истории и культуры. Напоминают о необходимости провести тщательную экспертизу с помощью созданной для этого специальной комиссии, как это и планировалось ранее. И убедительно просят гаранта Конституции «вернуть обсуждение вопроса о судьбе РГИА в нормальное, цивилизованное русло с привлечением широкой общественности, на основе квалифицированной, независимой и всесторонней экспертизы, дабы избежать скандальных и непредсказуемых последствий».

Тем временем
Пока тихо тлеет скандал с восстановлением монастыря, стан историков также раздирают противоречия. По устоявшемуся преданию, образ Божьей матери, о котором идет речь, написан евангелистом Лукой, который якобы послал эту икону в Антиохию в дар правителю Феофилу. Впоследствии она находилась в Иерусалиме, а в V веке царица Евдокия перенесла ее в Константинополь и поставила в специально построенном для нее храме Влахернском. На протяжении веков храм сохранялся и почитался в Византии как символ империи. Однако впоследствии икона пропала, а в 1383 году, по легенде, чудесным образом явилась рыбакам на Ладожском озере, после чего якобы перенеслась на берега Тихвинки. Так в северные пределы московского государства, беспрестанно тревожимые шведами, пришла Одигитрия - путеводительница и защитница - один из трех типов икон, изображающих Богородицу.
Наряду с этим есть и иные версии. Например, главный тихвинский краевед Галина Смелова считает, что икона Божьей матери, которой впоследствии суждено было стать Тихвинской, написана византийским живописцем Игнатием Греком в 1380-82 годах по заказу московского князя Дмитрия Донского для его сына. Ею отец и благословил Юрия на Звенигородское княжение - так икона стала удельной.

Справка «Новой»
На протяжении многих веков Успенский монастырь был местом царского богомолья. Прежде чем предпринять какой-либо значительный шаг, перед иконой преклоняли колена и Рюриковичи, и представители династии Романовых. В том числе в 1747 году в Тихвинский монастырь приезжала императрица Елизавета, в 1798-м - император Павел, в 1809-м - великая княгиня Екатерина Павловна с супругом. Кстати, она приложила к иконе великолепный бразильский топаз и бриллианты, а также голубой сапфир в 80 каратов от императрицы Марии Федоровны.
В 1944 году в связи с наступлением советских войск немцы начали постепенную отправку похищенных ценностей в Ригу, чтобы потом транспортировать их в рейх. Туда же попала и вывезенная из Тихвина икона. Вскоре архиепископ Рижский Иоанн Гарклавс вместе с матерью и приемным сыном Сергием уехал в Лиепаю. Реликвию взяли с собой. Затем - Данциг, Судет, Прага, Западная Германия... Вплоть до 1949 года, чтобы сберечь икону. Гарклавсы по очереди носили ее на спине. Отец и сын побывали во многих лагерях беженцев, совершая там службы и молебны. Впоследствии семье удалось эмигрировать в Соединенные Штаты. Иоанн Гарклавс восстанавливал Миннеаполисскую епархию, которую впоследствии и возглавил, а протоиерей Сергий стал настоятелем Троицкого храма в Чикаго. Именно там до сих пор и хранилась Тихвинская Божья матерь. Умирая, Иоанн завещал вернуть реликвию на родину.