Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

На своих двоих

26 июля 2004 10:00

Кто у нас на дороге главнее - водитель или пешеход? (Ответ «гаишник» не принимается.) Еще некоторое время назад установка была такая, что машинам в центре города вообще не место: одна за другой улицы и площади в исторических районах становились пешеходными. Нынче расклад иной. Абсолютное табу на въезд (в отличие от перемещения на своих двоих) в те или иные кварталы применяется реже; к проблеме противостояния четырехколесных и безлошадных подходят вдумчиво, ставку делают на компромисс. В том смысле, что и нашим, и вашим. Это когда, допустим, одна сторона улицы открыта для «Лад» и ситроенов, а по другой можно фланировать вдоль и поперек, ибо все пространство - сплошной тротуар. В общем, и добираться легко, и погулять есть где. Концепция развития в Петербурге так называемых «зон комфортного движения» была представлена на днях Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ).





Собравшись недалеко от метро «Владимирская», у подножия памятника автору «Униженных и оскорбленных», официальные лица, журналисты и гости торжественно направились по Большой Московской к специально по такому случаю разбитому вип-шатру. Дислокация мероприятия оказалась тоже не случайной: уже в сентябре район Большой и Малой Московских, Свечного переулка и улицы Правды будет приведен в порядок и сдан в эксплуатацию в обновленном, европеизированном виде. Глава КБДХ Владимир Дедюхин сыпал цифрами и привлекательными фактами: более 15 тысяч квадратных метров уложенной плитки, около 1300 новых деревьев и более 6000 кустарников, газоны, фонтан, цветники, фонари-торшеры, парковки в прилегающих улицах, замена подземных коммуникаций, реконструкция дворов... По нечетной стороне можно будет спокойно ездить, по четной - спокойно ходить. Предмет особой гордости чиновников - суммарная протяженность свободной от автомобильного движения зоны: более километра. Более того, говорят, что это рекорд среди крупнейших российских городов.
Основные работы близки к завершению, обойдется же полная реализация замысла в 200 миллионов рублей. Меж тем проект, о котором идет речь, - лишь увертюра к масштабной опере создания «комфортных» зон в историческом центре мегаполиса. Разработчик, гендиректор НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Александр Солодкий в общих чертах поведал о ближайших перспективах.
Обрести новое лицо предстоит четырем административным районам северной столицы: Центральному - зона «Музейный Петербург», Адмиралтейскому - «Петербург Достоевского», Василеостровскому - «Университетская» и Петроградскому - соответственно, «Петроградская». Всего же на карте выделено 14 территорий, которые в течение пяти лет должны стать этакими урбанистическими оазисами (что, кстати, в полной мере отвечает планам губернатора превратить Петербург в город евростандартов).
Правда, закономерная просьба акул пера предоставить им эту самую карту для печати - дабы читатели могли наглядно увидеть, что их ждет, - почему-то вызвала у г-на Солодкого неожиданную реакцию. «Нет-нет! - замахал он руками. - Ведь это еще не окончательно утвержденный вариант! Вы опубликуете, а вдруг потом что-нибудь... Мало ли что...» А попытка объяснить: мол, это же и хорошо - люди посмотрят, обсудят (им же ходить!), и если что-то не понравится, то они смогут, пока не поздно, внести свои предложения - была воспринята едва ли не как издевательство: «С кем обсуждать? Зачем?..»
И все же карту, а заодно и таблицы с описаниями достать удалось. Не буду вдаваться в технические детали, скажу только, что пришлось добежать до ближайшего копировального центра, заплатить энную сумму - и дело в шляпе. Никаких секретных материалов в «пакете документации» не оказалось - вполне нейтральные аналитические данные. Впрочем, они несколько расходятся с теми, что были озвучены руководством НИПИ. Например, по словам г-на Солодкого, срок окупаемости проектов составит от 4 до 9 лет. А судя по документам, от 5 до 15 с половиной лет - по социально-экономической эффективности и от 8 до 15 лет - по эффективности бюджетной. Непонятно также, по какой все-таки кривой ползет вверх цена на недвижимость? По одной информации, после того как квартал благоустроен, прайс вырастает «минимум в 2 - 3 раза», по другой - «на 30 - 50%». Разница есть...

РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ТЕРРИТОРИИ «ЗОН КОМФОРТНОГО ДВИЖЕНИЯ» В РАСЧЕТЕ НА 1 КВ. М ТЕРРИТОРИИ




Но не суть. Главное, что земля и помещения (как жилые квартиры, так и офисы, особенно на первых этажах) в зонах, охваченных еврокомфортом, и правда заметно увеличиваются в цене. Так, квадратный метр территории облагороженного к 2010 году «Музейного Петербурга», по прогнозам, подорожает на 80 тысяч (!) долларов и его рыночная стоимость вплотную приблизится к отметке «полмиллиона у. е». Несмотря на кажущуюся фантастичность («Такого нигде в мире нет! Этот квадратный метр должен тогда состоять из чистого золота с инкрустацией бриллиантами!» - воскликнул коллега), тем не менее, исходя из приведенного графика, это так.
Страшно это или здорово? Наверное, у рядового питерца, который на свои кровные сможет разжиться разве что несколькими «музейными» дециметрами, подобные реляции не вызовут ничего кроме раздражения. Но ведь покупают же! И будут покупать, продавать, снимать. А это - налоги, арендные отчисления... Заказчики программы (коими является исполнительная власть) утверждают: по конечному результату, все намеченные преобразования в равной степени социально значимы и экономически целесообразны, что, согласитесь, бывает не часто.
А вот аргументы. Инвесторы куда охотнее вкладывают деньги в чердаки и подвалы. Легче расселяются коммуналки. Повышается деловая активность. Обосновавшиеся в районе фирмы спонсируют его дальнейшее благоустройство... Одним словом, жить становится лучше и веселей - без всяких шуток. Общая стоимость программы оценивается примерно в 6 миллиардов 810 миллионов рублей.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА


ГРАНИЦЫ ЗОН РАЗМЕЩЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ




СПРАВКА «НОВОЙ»


Пешеходные зоны и «зоны спокойного движения», которые будут организованы уже в 2005 году:
Большая Конюшенная улица, Кленовая аллея, Певческий мост через Мойку, Новоконюшенный мост через канал Грибоедова, Пеньковая улица, Добролюбовский сад.