Экспресс на большой дороге

21 февраля 2002 10:00

На прошлой неделе в Законодательном собрании Петербурга обсуждали проект, о котором было много сказано в прежние годы, но потом шумиха как-то утихла. Речь - о проекте строительства надземного экспресса. По символичному стечению обстоятельств оказалось, что к этому проекту проявляют интерес не только городские власти и законодатели, но и правоохранительные органы. Обо всем по порядку.



Хоромы полковника

Надземный экспресс - это скоростной монорельсовый состав, который мчится по специально возведенным для этого эстакадам со скоростью до 100 километров в час. Скоростные полупоезда-полутрамваи распространены в Европе и Америке. У нас их пока нет.
В кабинетах петербургской городской администрации проект надземного экспресса обсуждался давно - уже больше 10 лет. А свое документальное воплощение замысел стал приобретать лишь в последние годы. Пять лет специалисты «Ленпромтранспроекта», Академии транспорта, ВНИИтрансмаша, Комитета по градостроительству и архитектуре и других организаций вели исследования. И пришли к выводу: надземный экспресс в Петербурге строить можно, это будет чуть ли не в 10 раз экономичнее строительства подземного метро и в полтора раза - прокладки линий традиционного трамвая.
В августе 1998-го губернатор Владимир Яковлев подписал распоряжение «О проекте внедрения в Санкт-Петербурге нового пассажирского транспорта «Надземный экспресс». А в апреле 2001 года было официально заявлено, что проект создания в городе на Неве нового вида транспорта готов к реализации.
Наметили перспективный план. Определили, что первая очередь должна быть пущена к юбилейному 2003 году, вторая - к 2008-му, третья - к 2010-му. Правда, теперь эти сроки сдвинулись. На прошлой неделе назывался уже другой ориентировочный срок ввода в эксплуатацию первого участка - 2005 год.
Наметили и бизнес-план строительства. Определили, что оно будет идти исключительно на коммерческой основе - за счет средств инвесторов. Поставщиком подвижного состава выбрали канадскую компанию «Bombardier», кредиторами - немецкие банки. Создали специальное закрытое акционерное общество «Надэкс», которое будет заказчиком проекта и собственником нового вида транспорта. Суммы, которыми они должны оперировать, впечатляют: больше 100 миллионов долларов - стоимость первой очереди, а общая цена вопроса - около 1 миллиарда «зеленых».
Как свидетельствуют события последних дней, проектом заинтересовались не только городские власти, но и законодатели. «Петербург привлекает проект создания надземной дороги», - заявил в Мариинском дворце спикер петербургского ЗакСа Сергей Тарасов. Такое же мнение высказал и вице-губернатор Юрий Антонов. По словам Антонова, особенности болотистых питерских почв не позволяют городу построить кольцевую линию метро. Твердый грунт залегает на глубине 40 - 50 метров, поэтому постройка одного километра подземки обходится в кругленькую сумму 100 миллионов долларов, а на отдельных участках - даже вдвое дороже.
Итак, первый участок надземки пройдет по южным районам: проспект Ветеранов - Предпортовая улица - Дунайский проспект - Обухово. Трасса пересечет три линии метро и три железнодорожные ветки. Следующие маршруты второй и третьей очереди: от улицы Руставели до Долгоозерной через Северный проспект. А в перспективе экспресс пересечет Неву и образует еще одно транспортное кольцо, связав радиальные линии метро.
Предпроектные работы начались в прошлом году. Проведена инвентаризация земель вдоль будущей трассы. На следующем этапе необходимо определить, в какую сумму обойдется городу их выкуп, а затем установить более точно общий объем ресурсов, необходимых для строительства...
А теперь - информация к размышлению.
В конце прошлого года произошло событие, не имевшее огласки, но имеющее непосредственное отношение к надземному экспрессу. Как нам стало известно из источников, близких к правоохранительным органам, судьбой проекта всерьез заинтересовались в МВД, где расследуют деятельность одного из основных акционеров данного проекта, якобы ранее судимого за тяжкое преступление, сколотившего состояние на контрабанде леса и различных аферах.
Вот те на! Каким же образом к участию в реализации городской программы оказались привлечены дельцы с сомнительным прошлым? Или это всего лишь кампания по дискредитации честного бизнесмена, нечистоплотная конкурентная борьба за контроль над будущими финансовыми потоками? В любом случае, эти вопросы требуют ответа. Тем более московская пресса уже проявила интерес к этой теме, возможно, увидев здесь очередной сюжетный поворот сериала о «бандитском Петербурге».

Виталий МАРГЕЛОВ