Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Два билета на бал сатаны

26 августа 2004 10:00

Владимир Светозаров - известный художник, давно и успешно работающий в кино. В тандеме со своим другом и соратником режиссером Владимиром Бортко он работал над культовым фильмом «Собачье сердце» и не менее знаменитым телесериалом «Идиот». А все нынешнее лето они заняты съемками 10-серийной телеверсии романа «Мастер и Маргарита».





- В какой стадии сейчас работа над фильмом? И есть ли неразрешимые проблемы, о которых вас все предупреждали?
- Пока непреодолимых препятствий нет, наоборот, кажется, что кто-то нам помогает снимать «Мастера». Совсем недавно на площади Тургенева в Петербурге снимали сцену с трамваем. Александр Адабашьян, играющий Берлиоза, должен был попасть под трамвай, потому что Аннушка, как известно, пролила масло. В ограде прорезали калиточку, сделали турникет, построили скос, по которому Берлиоз заскользил прямо на рельсы. Правда, группа была ввергнута в панику возникшим препятствием: кот оказался не похож на кота. Этот персонаж романа в фильме состоит из трех ипостасей: настоящего кота, компьютерного образа и кота, которого играет человек очень небольшого роста - помощник Жириновского по делам инвалидов в соответствующем, конечно, костюме. Но герой на кота оказался непохож, чем группа была слегка деморализована. Хотя московские кулибины пообещали помочь.
- Я знаю, что недавно вы сняли сцену шабаша ведьм, причем тоже здесь, в Питере.
- Да, ее снимали ночью у станции Ланская. Главная проблема была в том, что танцевать девушки в ночи должны были нагишом. А половина актрис от этого отказались. Зато в болото ныряли охотно - эту сцену мы снимали в бассейне Лесотехнической академии, и пруд там смонтировали. Так что в самом центре города удалось создать эту фантастическую сцену, и вроде бы все остались довольны, несмотря на определенные трудности. Но самое сложное впереди. Это, прежде всего, полет Маргариты над Москвой. Виды Москвы должны быть сняты с подвесной дороги - специальной австрийской установки, с которой, к примеру, снимали инаугурацию Президента. Но возникли проблемы: установку не успевают собрать к сроку, все боятся скорых холодов, в общем, ситуация аврала на съемках - постоянная. График уже и так продлили до февраля.
- Много сняли?
- Почти четверть всего материала, впереди же - вся библейская линия, которая будет сниматься в Болгарии, и чудеса, о воплощении которых пока стараемся даже не думать...
- Если говорить о прочтении романа, расскажите, как вы с Бортко подходите к этой экранизации? Стилистика «Собачьего сердца» все же существенно отличается от «Мастера».
- Знаете, Владимир Бортко, когда зашла речь об экранизации «Собачьего сердца», сказал: «Никакой мистики и чертовщины здесь нет - это обычный фельетон, талантливо написанный». И это был ключ к нашей работе. Он не пытался представить зрителям свое прочтение, а делал почти буквальную экранизацию. И, на мой взгляд, это здорово, так как не вызывает неприятия. Он как бы говорит: «Я не настолько велик, чтобы представлять на суд зрителя свое прочтение». Соответственно, от меня, как от художника, требовалась абсолютно реальная жизнь, без мистики, сюрреализма и т. д. Эта линия продолжилась в «Идиоте».
- Но с романом «Мастер и Маргарита» все сложнее. Вся эта мефистофельщина, история Иешуа - тут реализмом не обойтись.
- Да, и еще этот мистический ореол, слухи... Вроде бы ни у кого ничего не вышло, потому что тут какая-то чертовщина. Фильм пытались снимать и Элем Климов, и Юрий Кара. Но знаете, чем больше мы работаем над этим произведением, тем очевиднее становится, что у них не вышло не из-за чертовщины, а потому что это просто технически очень сложно экранизировать. Ну как можно было в те времена, когда еще не было компьютера, сделать полеты, всякие чудеса, кота Бегемота и прочее?.. Мы условно, между собой, разделили роман на три части, для упрощения. Первая часть - «Москва 35-го года», которую мы пытаемся воссоздать здесь, в Петербурге. Почему? Да из-за финансовых проблем. В Москве все дорого, к тому же часто сложно добиться разрешения на какие-то съемки. Здесь легче. Конечно, ключевые сцены на Москве-реке, Патриарших прудах снимаем в Москве, но изрядную часть - здесь, на площади Тургенева. Все это потом смонтируется. Дом Мастера тоже снимаем в Петербурге - на Васильевском острове есть уникальное место. Там сохранилась почти целая улица деревянных домиков, а рядом - огромные, похожие на Москву 30-х годов конструктивистские постройки. Это соседство - как раз то, что надо. Современные питерские улицы мы пытаемся сделать старыми московскими, это, конечно, сложно: дикое движение транспорта, все первые этажи - в решетках, кругом спутниковые антенны. Вот, например, мы нашли «дом 302-бис» на Старорусской улице. Приготовились снимать сцену с Валерием Золотухиным и вдруг увидели, что за то время, что выбирали натуру, в окна 6-го этажа вставили стеклопакеты. И, рискуя жизнью, работники студии заделывали эти окна...
- То есть натура уходит?
- Да, приходится собирать все буквально по крупицам. Как ни странно, проще, наверное, даже снять «Идиота», ведь интерьеры XIX века еще сохраняются, хотя бы в музеях, а время 30-х годов считалось непородистым, ненужным, и поэтому едва ли не всё уничтожено.
- Ну про Москву все ясно. А где снимаете Голгофу?
- Да, эта часть очень сложна. В Израиле, конечно, все подходит, но из-за политической ситуации страна не рекомендована для съемок. Мы стали лихорадочно искать замену. И вспомнили, что в Болгарии, где мы снимали «Турецкий гамбит», на киностудии для американцев построили огромную декорацию Рима. Ее сохранили, и, омытая дождями, она приобрела вполне реалистичный вид. В этой декорации будем снимать дворец Ирода, а Голгофу снимем в Судаке.
- Устраивают ли вас и режиссера избранные на главные роли актеры?
- С актерами все складывается не так плохо, даже несмотря на отказы многих звезд принимать участие в проекте. Самые большие сомнения возникали у всех по поводу Воланда. Сначала его должен был играть Олег Янковский, потом он по непонятным причинам отказался, мы были в панике. И вдруг неподходящий вроде бы для этой роли Олег Басилашвили совершенно гениально сыграл на пробах. Приехало руководство российского телеканала, в том числе Валерий Тодоровский, который отвечает за эту картину головой. Они сначала кривились - не тот, мол, возраст, не та комплекция, но, посмотрев пробы, воскликнули: «да, действительно, это то, что надо». Владимир Бортко уверен, что Басилашвили играет гениально, и Воланда трактует как интеллигентного человека, который отбыл из больной России, а вернувшись, посмотрел окрест себя и увидел, что ничего в этой стране не изменилось, стало только хуже... Небольшая проблема возникла с актрисой Анной Ковальчук, играющей Маргариту. Она красивая, лиричная, безукоризненно вписывается в эпоху, все просто млеют. Но, по мнению многих, ей не хватает жизненного опыта, чтобы понять героиню Булгакова. Ее надо «тянуть».
- А теперь расскажите о чудесах...
- Это самая сложная часть, с которой мы еще не справились. Ну с цирком все понятно - его будем снимать в старом деревянном здании в Измайловском саду и в Театре Эстрады. Полеты, как выяснилось, дело непростое. Компьютер может сделать лишь фон. А летающую артистку Ковальчук компьютером не сделаешь. И подвесить ее не так просто - она же должна летать обнаженной.
- И как же она взлетит?
- Это секрет, просили не выдавать. Целый месяц шли пробы... Раздел чертовщины очень сложен, и пока существует только в эскизах. Знаете, у нас есть такой термин - «полиграфическое произведение». Вот когда написано, что к мальчику в комнату влетает обнаженная Маргарита, - это же невозможно экранизировать!
- Советуетесь ли вы со специалистами, консультантами?
- Все консультанты были отметены. Бортко уверен в себе. Консультируемся только по вопросам исторического соответствия: как выглядел трон Пилата, одежда.
- Каков бюджет картины?
- Деньги - притча во языцех. Сначала российский канал давал нам 3 миллиона долларов. Кота хотели заказать в Америке. Американцы сказали, что все будет сделано, приедут семь специалистов-электронщиков, потом они прикинули, сколько это будет стоить, и вышло, что 3 миллиона. То есть весь бюджет картины. Тогда мы обратились к нашим специалистам, которые обещали сделать то же самое за 300 тысяч. Сейчас бюджет картины увеличили до 5,5 млн долларов. В то же время некоторые актеры (не будем называть имен) заявляли, что желают получать по 4000 долларов в день. С ними пришлось распрощаться.
- Но что же все-таки мешает съемкам?
- Чуть ли не все предрекают нам неудачу. Это интересно и страшно. Страшно опозориться, но, как у любого художника, возникает желание вопреки всему сделать это... Препятствия в основном возникают в Москве: там почему-то не разрешили снимать Киевский вокзал, пришлось делать это подпольно. А вот в Петербурге все идут нам навстречу. С легкостью разрешили снять фонтан в Петродворце, где купаются обнаженные дамы (эта сцена войдет в сцену бала Сатаны), и в любой жилконторе достаточно сказать, в чем наша проблема, как тут же люди бросаются на помощь... И еще. Знаете, Бортко был потрясен тем, что в Петербурге съемочная группа не встретила ни одного человека, который бы не читал «Мастера и Маргариту». Даже бомжи, обитающие на площади Тургенева, с пониманием дела комментировали происходящее - с источником они явно были знакомы... В Петербурге, в отличие от Москвы, любой бездомный знаком с произведением Булгакова, а вот многие москвичи лишь гордятся тем, что писатель обессмертил их город...

Беседовала Алла БОРИСОВА
фото Алексей ВЫСОЦКИЙ

Справка «Новой»


Владимир Иосифович Светозаров, художник-постановщик. Родился 23 сентября 1948 года в Тбилиси. Учился в средней школе в Ленинграде. С 1966 по 1969 год - служба в армии. С 1969 по 1974 год - учеба в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности «художник театра». В 1974 году поступил на киностудию «Ленфильм». Как художник-постановщик участвовал в создании более сорока фильмов. Член Союза кинематографистов РФ, заслуженный художник России, лауреат премии «Ника» за лучшую работу художника-постановщика в фильме «Кукушка».