Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Невидимая рука рынка

13 сентября 2004 10:00

Обман покупателя на рынке был, есть и будет – явление вечное, как сама торговля. Неискоренимое зло, которое в лучшем случае может быть сведено к более-менее терпимой форме. А может, при благоприятных условиях, расцвести наглым махровым цветом. Как, к примеру, на Сенном рынке, где обвес покупателя – обычное дело.




Обвес на Сенном – явление отнюдь не повсеместное. Как показало мое исследование в качестве покупателя, здесь есть свои закономерности. Есть торговые ряды, где клиентов облапошивают как на конвейере (стандартный недовес – процентов двадцать), и есть ряды, где товар отвешивают с точностью аптекаря. Торговцы с уличных фруктово-овощных рядов лишнего не берут; но купите фрукты у их коллег, скучающих в главном торговом павильоне, – и килограмм яблок при проверке на контрольных весах потянет граммов на восемьсот.
Да и внутри торгового павильона разные ряды и отделы являют противоположность друг другу. Если сметану-творог отвешивают безупречно, то продажа мясопродуктов и сыров в гастрономическом отделе не обходится без фокусов. Свежее мясо отпускают честно – зато в соседнем ряду, в отделе заморозки, покупателя растрясут на 15 – 25 процентов стоимости. Лично для меня рекордным стал случай, когда оплаченные 1,6 кг мясопродукта превратились на контрольных весах в 940 граммов. Не менее беззастенчиво залезают в покупательский карман и продавцы из колбасных киосков рядом с главным павильоном.
Пойманные за руку ссылаются на несовершенство оборудования. И то сказать: в то время как на всех прилавках элитного Кузнечного рынка стоят однотипные весы 2004 года выпуска, то на Сенном, как и положено рынку «простонародному», наблюдается полный разнобой. Здесь, как в музее весов, можно встретить любую модель – от современной электронной до хрущевских, выпущенных весовым заводом Средне-уральского совнархоза. Устаревшие и изношенные, что с них взять... Но. Допотопный металлолом, при желании продавца, взвешивает точно, – а новехонькие весы могут регулярно ошибаться. К выгоде продавца, естественно.
А выгода получается не такая уж мизерная: обслуживая по 15 – 20 человек в час и надувая клиентов на 15 –25 рублей (допустим, он продает каждому по 1 кг при условной стоимости мяса или сыра в 100 руб.), недобросовестный продавец, по самым скромным подсчетам, за смену выкачивает из покупательских карманов от двух до четырех тысяч рублей. Бизнес налажен, скандалы, по возможности, заминают без лишнего шума и споров. Бдительным просто возвращают переплаченные деньги или добавляют товар. Бдительных немного, и погоды они не делают.
– Все беды от безнаказанности, – считает Татьяна Белова, замначальника отдела по торговле Управления Госторгинспекции по СПб и ЛО. – Если в советские времена выявление обмана хотя бы на сумму в 20 копеек уже сулило пойманным серьезные последствия, то на сегодняшний день соответствующая статья из Уголовного кодекса исключена вообще. А административной ответственности наемный продавец не боится.
Именно этим объясняется контраст в работе различных отделов продовольственного рынка. Индивидуальный предприниматель дорожит местом и добрым именем, а посему правила торговли блюдет свято. Для наемного же продавца нет серьезного риска, но есть соблазн легких денег, побуждающий пуститься во все тяжкие. Штраф в одну тысячу рублей, который придется заплатить в случае прокола, нечистый на руку работник прилавка возместит тем же способом уже к концу дня. Если не раньше.
По мнению работников Госторгинспекции, положение можно изменить к лучшему, если за продавца будут отвечать администрация и предприниматель. Перспектива неприятностей (например, годового запрета на торговую деятельность в случае повторно выявленного нарушения правил торговли) заставит хозяина более усердно контролировать работников. Так в былую эпоху директора продмагазинов проводили акции самоконтроля, не дожидаясь проверки со стороны. А жалобы клиентов становились поводом для серьезного разбора.
Сегодня обращаться с жалобами к администрации рынка толку мало. Если обвешенный покупатель не вызвал штатного контролера прямо тут же, не отходя от прилавка, – он потом не докажет, что не съел и не припрятал часть продукта. Нет, речь не идет о покровительстве прохиндеям со стороны администрации. Письменную жалобу примут к рассмотрению. Но у контрольных весов, единственных в огромном зале, по-прежнему раздаются возмущенные возгласы. Конвейер обмана работает бесперебойно.
С нового года в полку контролирующих организаций ожидается пополнение. Поправки к закону РФ № 2300-I от 7.02.1992 г., вступающие в силу с 1 января 2005 г., дадут органам местного самоуправления право проводить проверки, обращаться для защиты прав потребителей в органы инспекции и в суд. Правда, усиление надзора при нынешней гуманной системе наказаний не грозит любителю неправедной наживы большими неприятностями. Что ж, если не качество, так количество: возможно, град проверок и взысканий подтолкнет рыночную администрацию к мысли о профилактике злоупотреблений. Тем более что больших затрат и усилий это не потребует. Достаточно перенять успешный опыт все того же Кузнечного рынка и установить большее количество контрольных весов – не в дальнем конце зала, как сейчас, а в нескольких местах, – чтобы любой покупатель, идя на выход, мог проверить покупку без труда и потери времени. И тогда число скандалов и жалоб, подскочив вначале, неуклонно пойдет на убыль. Обман станет просто невыгодным: какому продавцу захочется портить себе репутацию и трепать нервы через каждые десять минут? Как и в жизни вообще, поведение человека регулируется в основном не репрессиями. Просто нужны условия, которые избавят его от соблазна.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
фото Александра РУДЕНСКОГО