Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Якудза из ломоносова

28 марта 2002 10:00

27 февраля в Городском суде Санкт-Петербурга начались слушания очередного громкого «бандитского дела». На скамье подсудимых Андрей Волов, известный в определенных кругах под кличкой Андрея Маленького (за свой небольшой рост). С ним еще 20 человек, которых следствие считает активными членами его преступной группировки. Среди них уголовники со стажем, бывшие спортсмены и бывшие курсанты Морской академии имени Макарова. И в правоохранительных органах, и в прессе эту группировку называют одной из самых опасных и жестоких бандитских группировок Петербурга. А самого Волова - одним из заметных бандитских лидеров 90-х годов. Обвинение охватывает эпизоды с 1991 по 1999 год: организация и участие в преступном сообществе, бандитизм, вымогательства, убийства, разбойные нападения, незаконный оборот оружия.



39-летний Андрей Волов официально числится неработающим. В 1986-м закончил Ленинградский электротехнический институт связи имени профессора Бонч-Бруевича. С 1988 по 1987 год работал инструктором Ленинградского обкома ВЛКСМ, курировал студенческие стройотряды. В 1988 году ушел с комсомольской стези и ступил на путь коммерсанта, открыв свой первый кооператив.
Возможно, именно поэтому он заявил на следствии, что всегда был законопослушным бизнесменом, никакого отношения к криминалу никогда не имел, так же как не носил кличку Андрея Маленького. Мол, дурная слава о нем, как об одном из лидеров преступного мира Петербурга пошла с легкой руки Андрея Константинова и других авторов «бульварных изданий», а также ряда его знакомых из криминального мира. Своих связей с этим миром он не отрицал, например, знакомства с лидерами «бандитского Петербурга» Александром Малышевым, Артуром Кжижевичем, Владиславом Кирпичевым (Кирпич), Павлом Кудряшевым (Паша Кудряш), Виктором Слокой (Витя Мурманский).
По версии следствия, в начале 90-х годов Волов стал одним из подручных известного питерского криминального авторитета Александра Малышева. Костяк собственного коллектива Андрей Маленький собрал вокруг себя в 1991 году. Из ветеранов первого призыва на скамье подсудимых вместе с Андреем Воловым оказались один из его бригадиров Константин Рудаков и Валерий Колбасов.
В начале 90-х группировка Андрея Маленького активно прибирала к рукам Ломоносов, где жило большинство «братков». С жертвами, не желавшими платить за «крышу», они не церемонились: сжигали торговые точки, избивали, элементарно грабили, раздевая до исподнего. Примечательно, что жертвами становились не только коммерсанты или люди из конкурирующих «бригад», но и собственные бойцы, в чем-либо провинившиеся перед «авторитетами», или же те, кто, не приведи господь, решил завязать с криминалом.
После ареста Александра Малышева группировка Маленького стала вполне самостоятельной. Кстати, ее численность во времена расцвета была вполне внушительной и оценивалась различными экспертами в 100 - 500 человек. Их отличала жесткая иерархия. Все бойцы имели свой оклад - в зависимости от статуса. Треть доходов шло в «общак». Сам Волов, по данным правоохранительных органов, всячески старался укрепить свое лидерство, насаждая среди подчиненных суровую дисциплину. Употребление наркотиков, утаивание криминальных доходов от «общака», выход на контакт с сотрудниками правоохранительных органов без разрешения руководства (даже для получения информации) карались с внушающей страх жестокостью. За мелкие проступки нарушителю отрубали фаланги пальцев рук, за крупные провинившийся лишался пальцев полностью, а в случае повторного нарушения - лишался и жизни (несколько таких эпизодов вошли в уголовное дело). Эта практика напоминала традиции японской мафии якудза. Правда, это не особенно помогало: все равно и наркотики употребляли, и «крысятничали».
В группировке практиковались регулярные общие сборы с выступлениями перед «коллективом» самого лидера. «Воловские» были неплохо вооружены. В их арсенале имелись пистолеты и автоматы Калашникова, газовое оружие, гранаты. На «стрелки» предпочитали ездить вооруженными до зубов, и нередко дело заканчивалось стрельбой. Излюбленным местом разборок для «воловских», по данным следствия, была территория кооперативной автостоянки (КАС-7) на Кубинской улице. У боевиков была даже своеобразная униформа: одинаковые куртки с капюшонами, под которыми было удобно скрывать лица.
«Бригады» из группировки Маленького делились на «городских» и «областных». Отдельная «бригада», как считает следствие, специализировалась на убийствах и силовых акциях. Руководил ею якобы Александр Яковенко по кличке Яксон, он подчинялся непосредственно Волову. Последние 7 лет до ареста в 1999 году он жил практически на нелегальном положении: по поддельным документам, часто меняя арендованные квартиры.
Группировку Андрея Маленького называют еще «ломоносовской», по названию района, который они традиционно контролировали с начала 90-х годов и где проживали большинство боевиков. Сильные позиции Маленький, по данным следствия, имел в Петродворце, частично в Красносельском и Кировском районах Петербурга, где граничил с группировкой Александра Анисимова (Акулы). (Обе команды начинали в недрах малышевской бандитской империи.)
В Ломоносове, считавшемся вотчиной Маленького, его боевики полностью контролировали городской рынок, ряд магазинов, кафе, баров, ресторанов (в частности, ресторан на Ломоносовском железнодорожном вокзале), гаражный кооператив «Южный-2». Они получали деньги за «крышевание» от множества коммерческих фирм и предприятий, проявляли большой интерес к строительству порта. Кроме того, контролировали местных наркоторговцев.
В 1993 году в коллектив Андрея Маленького влилась группировка Евгения Смирнова (Джон Солдат), контролировавшая Петродворец и часть Красносельского района, расширив традиционную зону влияния.
Кроме того, по данным следствия, в самом Петербурге они контролировали Автотранспортный техникум на улице Салова, несколько фирм («Медикор Плюс», «Донар», «Арго»), а также Калининский рынок. Есть информация и о том, что щупальца бандитского «спрута» протянулись в Новгород, Псков и Карелию.
Арест лидера оказался для него самого полной неожиданностью. Андрей Волов был задержан сотрудниками Северного и Северо-Западного РУБОП в международном аэропорту Пулково 26 июля 1999 года, едва сойдя с трапа самолета, прибывшего из Голландии. Так, прямиком из страны тюльпанов, он направился за решетку, где, по-видимому, ему предстоит провести немало времени.

Алексей СЕМЕНОВ