Когда грохочет пиар, музы молчат

28 марта 2002 10:00

Дурной детектив напоминал недавний визит в северную столицу Сергея Ястржембского - помощника президента РФ по информационной политике и одновременно - его заместителя в Государственной комиссии по подготовке к празднованию 300-летия Петербурга. Телевидение и информагентства распространяли небылицы о цели приезда главного пиармена Кремля. Между тем речь шла о создании международного информационного центра, который займется регулярным освещением подготовки города к юбилею. Под шумок было сторговано соглашение о размещении «информцентра-300» в Доме радио. А это, по мнению многих профессионалов, способно нанести непоправимый удар по петербургской культуре - записывать симфонические произведения будет уже просто негде.





По официальной версии, г-н Ястржембский приехал в Питер для того, чтобы обсудить с творческой интеллигенцией и городскими чиновниками - как лучше пропагандировать юбилей города в стране и мире. В том числе путем создания специального информцентра. А уж место его размещения - вопрос десятистепенный. Беседа с директором Русского музея Владимиром Гусевым о создании центра на фоне свежеотреставрированного Белого зала Мраморного дворца еще больше убедила наивных аналитиков. Они вспомнили, что именно здесь размещался международный пресс-центр во время перезахоронения останков последнего российского императора, словом, сам Бог велел повторить опыт.
Но уже через день после отъезда кремлевского чиновника Смольный официально распространил совершенно иную информацию. Прошу прощения за длинную цитату: «Основная цель визита - подбор помещения под международный пресс-центр по освещению подготовки к юбилею и самого юбилея. Центр открывается на средства генерального спонсора (фирма «Xerox») и будет располагаться в Доме радио на Итальянской улице. При выборе помещения прежде всего во внимание принималось несколько обстоятельств: местоположение (это должен быть центр города), подведение коммуникаций, наличие удобного конференц-зала и небольших рабочих и офисных помещений для журналистов, возможность организовать питание для журналистов и степень готовности помещений к тому, чтобы установить оборудование, развернуть там работу в ближайшее время. Предполагается, что международный пресс-центр будет открыт за год до юбилея, то есть уже в мае 2002 года. Содержательное руководство будет осуществляться С.В. Ястржембским. Решение всех вопросов в рабочем режиме ляжет прежде всего на исполнительного директора, кандидатура которого обсуждается, и на Ирину Прудникову как хозяйку помещений».
Тем, кто не в курсе, поясним: г-жа Прудникова является генеральным директором ОАО «ТРК Петербург», которое владеет зданием Дома радио на Итальянской, 27. Рискнем предположить, что место исполнительного директора вполне может занять бывший и.о. вице-губернатора Александр Потехин - закаленный боец информационных войн. Впрочем, Кремль может прислать и своего человека из администрации президента.
Казалось бы, что ж. Но! Дело в том, что под информцентр планируют приспособить помещение нынешней 1-й студии Дома радио. Это уникальное, единственное в Петербурге помещение для записи серьезной музыки. По информации наших источников, о «продаже» студии уже проинформированы сотрудники радио. Компания получит от западного спонсора около 3 млн долларов за предоставленные услуги...
А теперь слово профессионалу. Семен Генрихович Шугаль - звукорежиссер высшей категории, работал в штате радио с 1966 по 1998 год, продолжает консультировать звукорежиссеров по сей день, в Первой студии произвел где-то около 4 тысяч записей.
«Чем уникальна эта студия? Она не только самая большая в Петербурге по размерам, но и самая совершенная по акустике. Это единственная студия, где можно производить записи любой сложности и практически любого числа исполнителей. В моей профессиональной жизни рекордом была запись 225 музыкантов - оркестр Мариинского театра, плюс духовой оркестр и солисты. Это было в 1980-е годы - под управлением Юрия Темирканова записывалась фонограмма для телевизионного фильма «Виват, Россия» (по опере Андрея Петрова «Петр Первый»). В этой студии записывались все наши знаменитые дирижеры - Мравинский, Темирканов, Гергиев. По заказу австрийцев мы записывали 5-ю и 7-ю симфонии Густава Малера - в Вене сочли, что именно в 1-й студии будет сделана запись лучшего качества, поэтому дали заказ Ленинградскому радио. Аналогичные заказы исполнялись для Англии и Японии. В Петербурге существуют и другие студии звукозаписи, например Петербургская студия грамзаписи (в прошлом - студия «Мелодия»), она расположена в лютеранском соборе на Васильевском острове. Но этот зал слишком мал, там невозможно записывать сложные симфонические произведения, произведения современных композиторов».



История Первой студии тесно связана с блокадными днями и обросла большим количеством красивых легенд - лишнее подтверждение значимости места. Одна из них говорит о том, что Сталин подарил студию Ленинградскому радио за героическую работу в блокаду. В предвоенные годы в помещении студии размещался кинотеатр «Колосс» - следы сталинского ампира - небольшие ложи и скульптурные излишества сохранились до сих пор. Еще перед войной на верхних этажах здания появилось радио. Впоследствии зал кинотеатра переоборудовали, и там разместилась 1-я студия. Два парадных входа в зал театра закрыли глухие стены с портретами Маркса и Ленина.
В конце 60-х годов была произведена реконструкция с целью улучшения акустических данных студии, на специальных подвесках на потолке были подвешены звукоотражающие щиты или, как говорят профи, «паруса». Как любят повторять мастера звукозаписи, акустика - это искусство. А микрофоны и прочее - это техника. Тем не менее к Московской олимпиаде 1980 года студия была оснащена современной аппаратурой, позволяющей успешно работать и сейчас. В середине девяностых австрийцы подарили для записей рояль «Бедендорфер», стоимостью 200 тысяч долларов. Студия занята практически ежедневно - камерный квартет сменяет группа «Аукцыон», после нее оркестр Равиля Мартынова пишет для диска современную японскую музыку.
Но эти культурные радости мало волнуют нынешнее руководство ТРК «Петербург». Уже сразу после акционирования телерадиокомпании начались разговоры о том, что здание на Итальянской, некогда построенное как Купеческий клуб, надо вернуть в лоно светской жизни. Здание нередко посещают деловые люди на предмет переговоров об устройстве клуба, казино или чего-нибудь в этом роде. Кстати, расценки за аренду 1-й студии руководство ТРК недавно поднимало, исходя исключительно из площади пола. Как будто студия - это ангар или гараж.
Что касается предложения на целый год разместить государственный информцентр, то он из разряда тех, от которых очень трудно отказаться. Последствия грубого вторжения пиара не сложно предсказать. Скорее всего, будет произведен евроремонт с обшивкой стен гипроком, на иные методы просто не осталось времени. Между тем, по мнению специалистов, даже пробивка старых парадных дверей уничтожит акустику студии. Не говоря уже о снятии «парусов» и прочих звуковых хитростей.
Понятно желание руководства ТРК взять побольше гарантированных денег. Непонятна позиция городских властей, сообщающих о наличии в Доме радио всего необходимого из коммуникаций. В Доме радио нет средств для телевизионной связи. Их придется устанав- ливать, что с равным успехом можно проделать в любом другом месте. Известно, что существовало предложение разместить информцентр в гостинице «Прибалтийская», там хватает залов и можно относительно недорого поселить приезжих журналистов. Видимо, «тээркашное» лобби оказалось сильнее.
После юбилея информцентр с помпой закроют, а вместо студии звукозаписи останутся руины. И никто всерьез не верит, что хотя бы часть средств, отпущенных на пиар юбилея, вернется в 1-ю студию.

Максим БУГРОВ
Фото Александра АСТАФЬЕВА